Вы находитесь: Главная страница> Шукшин Василий> ВЕРА В ГУМАННЫЕ НАЧАЛА ЖИЗНИ (по произведениям В. М. Шукшина)

Сочинение на тему «ВЕРА В ГУМАННЫЕ НАЧАЛА ЖИЗНИ (по произведениям В. М. Шукшина)»

О Василии Шукшине много спорили и спорят по сей день. В его рассказах герои никогда не попадают в экс¬тремальные ситуации, где должен в полной мере про¬явиться характер человека. Они живут обычной жиз¬нью, но у них возникают свои важные проблемы. И они решают их по-своему, ставя на первое место духовные качества и высокие нравственные начала. Шукшин ве¬рил в гуманные отношения, в добро, терпение, велико¬душие. Таковы и его герои, независимо от того, дети они или взрослые.
В рассказе «Далекие зимние вечера» описывается обычный будничный вечер, один из многих в жизни маленькой деревенской семьи. Где-то далеко-далеко, за тысячи верст, идет война. Здесь, в глубине сибир¬ской деревушки, не слышно ее раскатов, но тяжесть ее легла и на жизнь этого поселка: стынут обветшалые избы, голодно и неуютно в них людям. Но не только это запомнил Шукшин, даже вовсе не это. Запомнил он то, что людям помогло не согнуться, выстоять в тяже¬лую годину, что согревало и возвышало их душу. То, что в те трудные годы жив был человек, жила в нем доброта и чудесная способность радоваться — верный признак несокрушимой силы духа. В одном из своих последних рассказов Шукшин напишет: «Ах, какие это были праздники! Я тут часто вспоминаю: счастье, ра¬дость, праздники. Но это правда — так было. Может оттого, что детство. А еще, я теперь догадываюсь, что в трудную, горькую пору нашей жизни радость — пусть малая, редкая, переживается острее, чаще». Вера в людей, вера в гуманные начала человека царит и в се¬мье Колокольниковых. Отец на войне, мать с утра до ночи на работе, дети предоставлены самим себе. Но детство — незабываемая пора, когда закладываются черты характера будущего человека. Именно от того, чего в детстве было больше — доброго или плохого, за¬висит, каким человек потом станет. Шукшин описыва¬ет Ваньку Колокольникова, которого с полным правом можно назвать первым в галерее типично «шукшин¬ских» характеров. Смышленый, веселый, по-крестьян¬ски хитроватый, он в то же время сердечен, духовно развит. Воспитанный в традициях уличного рыцар¬ства, по-мальчишески гордый и самолюбивый, он мо¬жет, однако, «в трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку», сплясать «Барыню», ни за что дать «по сопатке» товарищу. Но дома он меняется. Здесь он старший и должен придерживаться этой роли. С при¬ходом матери в доме поселяется праздник, предчувст¬вие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теп¬лотой общения родных любящих душ. Усталая, отяго¬щенная нескончаемыми заботами мать тоже отдыхает душой с детьми. Речь ее певуча, по-сказочному разме¬ренная. При помощи этого мягкого певучего тона Шук¬шин передает атмосферу доброты, ласки, нерушимости домашнего очага.
Семья — это, наверное, тот исток, где берут начала нравственные отношения, где прививается гуманизм. Порвать связь с семьей — значит лишиться этих исто¬ков. Это хочет показать Шукшин в рассказе «Игнаха приехал». Игнатий Байкалов приезжает в деревню в гости к родителям. У него не совсем обычная по дере¬венским меркам профессия — он цирковой борец. Мо¬жет, поэтому отец его, хлебороб, относится к сыну с какой-то невеселой, хотя и с благодушной снисходи¬тельностью. Но главное не в этом, а в том, что на пер¬вых же страницах рассказа возникает и потом все бо¬лее усиливается тревожное ощущение какого-то смут¬ного, никем не осознаваемого неблагополучия в семье Байкаловых, ощущение какой-то грустной необратимо¬сти всего происходящего. Кажется, не случилось ниче¬го плохого, напротив, произошло радостное событие — приехал долгожданный сын. Все его любят, и он всех любит. Но праздника нет. И отец, и сын испытывают неожиданную неловкость, озабоченность, и этого до¬статочно, чтобы встреча лишилась той непосредствен¬ности и непринужденности, которая и делает радость настоящей радостью. Но что же случилось? Игнатий ни в чем особо не переменился. Разве что приобрел со¬лидность и ту дерзковатую уверенность, которая дару¬ется прочным жизненным успехом. Он по-прежнему любит отца, по-прежнему добрый, открытый, сердеч¬ный человек. Но он отошел от той традиции, в которой живет и привыкла жить его семья. Он ведет себя не так, как принято здесь в семье и в деревне. Сам того не желая и не замечая, он совершает массу мелких бес¬тактностей, тем самым нарушая неписаный нравствен¬ный кодекс семьи. Поэтому старший Байкалов пытает¬ся ему противопоставить младшего сына — Василия, хранителя семейных традиций.
Шукшин часто писал о деревенских жителях, де¬ревне, его первая книга так и называлась — «Сельские жители». Может быть, тема деревни ему ближе? Воз¬можно. Но мне кажется, именно в деревне, вдали от цивилизации, города, он видел гуманное начало — доб¬роту, всепрощение. В более поздних своих произведе¬ниях Шукшин испытывает своих героев городом. На¬верное, писатель опасается, что при соприкосновении с городской действительностью человек может многое утратить. А может быть, дело в том, что, предлагая де¬ревенскому жителю в сущности те же самые нравст¬венные проблемы, с какими он сталкивался и у себя в деревне, городская действительность предлагает их ему в совершенно другой, гораздо более сложной фор¬ме, в которой ему не так-то просто разобраться. В го¬роде человеку надо обязательно обнаружить нравст¬венную крепость в себе, чтобы не потеряться. А такое возможно только в том случае, если человек сложился как личность. Вот и потерпел крах один из героев Шукшина — Егоров.
Именно потому, что не был он личностью в бук¬вальном смысле этого слова.
Михаил Александрович Егоров, «кандидат наук, длинный, сосредоточенный очкарик», познакомился с девушкой и намерен на ней жениться. Девушка Катя, или Кэт, как она себя называет, не из его круга. Но это его не смущает. Человек добропорядочный, уверенный в себе, он надеется в будущем привить ей свои взгля¬ды на мир, свои вкусы, то есть перевоспитать. Придя
однажды к Кэт, он застает у нее одного из ее прежних друзей, Сержа, затевает с ним глупую ссору и оказыва¬ется выброшенным на лестницу. Конечно, ни Кэт, ни Серж особой симпатии у нас не вызывают, но у этих людей есть свой характер, свое достоинство. У Михаила Александровича его нет. Он мещанин, добропорядочный, совестливый, но все же мещанин. Встретившись с Кэт, он просто решил расслабиться. Возможно, он попал бы в зависимость от Кэт, если бы не вмешался Серж. Ору¬жием Сержа и Кэт Егоров не владеет, а своего у него нет. И причина в том, что он не личность. Его вышвыри¬вают из дома, потому что он тоже виноват — он совер¬шил нравственное воровство. Именно так можно назвать его стремление урвать от удовольствий.
Василий Шукшин как художник сформировался в условиях своего времени, но отразил его нравственно¬социальный опыт так, что мы, теперешние читатели, воспринимаем его опыт как свой собственный. Радости и страдания шукшинских героев понятны нам. Герои Шукшина решают для себя те же вопросы, которые возникнут и перед новыми поколениями. И то, как они, герои рассказов, решали эти вопросы, какие выводы для себя сделали, конечно же, войдет в жизненный опыт и нашего, и последующих поколений.