Алтайское село Сростки, где в 1929 году родился Василий Макарович Шукшин, ныне стало знаменитым. Там проводятся фестивали и международные встречи. Из окрестных мест вышли заметные люди, которые не сходят с телеэкранов. А когда-то это был нетронутый край, где в чистоте и неприкосновенности сохранилась суровая северная природа и неповторимый живой русский язык. Теперь мы уже знаем, отчего не сиделось на месте Шукшину. Работа в родном колхозе или учительство не могли удовлетворить его пытливого ума. Давно не давала ему покоя мысль: а живы ли среди советского народа еще настоящие русские люди или они остались только тут, за Алтайскими горами?
В Калуге и во Владимире, и вообще по всей стране он встречает одинаково приглаженных людей, без диковинки, как будто бы они с конвейера сошли. Везде только и того интересного увидишь, что в клубе кино. Служба на флоте, полная, казалось бы, романтики, вообще не оставляет следа в творчестве Шукшина. Может быть, русские люди остались только в кино или книгах?
Существует красивая легенда о том, как растерянный и потерянный молодой человек в кирзовых сапогах и косоворотке ночью на набережной Москва-реки встретился с мудрым стариком в очках. Всю ночь они пробродили по городу. Старик пытливо расспрашивал, а молодой с жаром рассказывал про свою жизнь и впечатления о столице. Правда это или нет, но только Василий Шукшин был принят во ВГИК в мастерскую Михаила Ромма, в которой учились еще Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский.
Пластика и предельная выразительность кино, однако, не могли до конца обозначить той неповторимой индивидуальности в человеке, к которой стремился Шукшин. Сценки, эскизы и этюды, которые готовил на занятиях в институте, он обращает в литературные миниатюры, они в будущем превратятся в рассказы и повести.
В московских журналах появляются первые короткие рассказы молодого режиссера и актера, а в 1963 году выходит первая книга, но ее никто не заметил. Режиссеру помогло авторское кино. После успеха фильма «Живет такой парень» выходит его книга про Пашку Колокольникова, после «Калины красной» — про Егора Прокудина, про популярных киногероев. В начале 70-х годов прошлого века о Шукшине уже знают как о большом писателе, но в 1974 году он скоропостижно умирает, превратив роль Лопатина в фильме С.Бондарчука «Они сражались за Родину» в реквием советскому солдату и прижизненный памятник себе.