Вы находитесь: Главная страница> Гончаров Иван> Виды любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Сочинение на тему «Виды любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» полон идеализированных обобщенных моделей, а точнее сказать, попыток создать таковые. В своем произведении автор пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых он посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья. Любовь как бы пронизывает все произведение Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, пробуждая в них жажду действия и познания. И это неудивительно, говоря его же словами: «И в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом, то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности». В своем романе Гончаров открывает нам самые различные грани любви и связанных с ней понятий семьи, брака. И, несомненно, мы не можем не чувствовать его симпатий к той или иной идеологии счастья, семьи, однако главный выбор он оставляет за нами.
Прежде чем говорить о видах любви, надо рассказать подробнее о назначении мотива любви в целом. Как уже было сказано, любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, черты, без которых нельзя было бы составить полное впечатление о них, ведь иначе оно было бы ошибочным. Например, характер взрослого Ильи Ильича Обломова. Ну чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал нам лишь ленивый и покойный образ жизни его в Петербурге? Не будь тех прекрасных страниц о его искренней всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.
Вторая, не менее значимая функция любовной коллизии — это противопоставление. В данном произведении два собирательных образа, являющих собой полное сопоставление характеров или же внешности — они оба проходят испытание любовью. И Штольц, и Обломов связаны между собой нитью их взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и как много больше оно дает, нежели любое другое сравнение.
Неоценимо значение мотива любви и в том, что он дает автору возможность поднимать другие, не менее глубокие и интересные проблемы. К примеру, вопрос об идеальной семье. Какой видит ее автор, какой она может быть вообще.
Перейдя к конкретным образам романа, надо начать с взаимоотношений трех основных персонажей: Обломова, Ольги и Штольца. Начнем мы с пары Обломов и Ольга. Их любовь в целом — это прекрасные звуки «Casta Diva», пробуждающие все самое лучшее в душе, цветущая ветка сирени, символизирующая «цвет жизни», яркая летняя природа, вызывающая самые радужные грезы. Но наступила осень, отцвела сирень и любовь прошла. Она была похожа на прекрасную сказку. Ольга и Обломов жили в каком-то воображаемом, мифическом мире, наполненном будущими идеалами. Но, столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разбился и разлетелся на тысячи осколков, а с ним и любовь. И кто знает, чья это вина. Может, правы те, кто говорит: «Трагичный итог любви неминуем и определен общей неразрешенностью конфликта между вечным и конечным в жизни человека». А может, прав Штольц, говоря, что то была не любовь для Ольги, а лишь подготовка к будущей любви. Причем тогда это верно и для Обломова. Он тоже верит не в живого человека, а скорее в придуманный образ. Ведь осознай он до конца натуру Ольги, и ему бы и в голову не пришло поместить ее в свой будущий воображаемый семейный мир. Вот как видит Обломов свой идеальный брак: «А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет…» Он, выросший в Обломовке, не знает и не верит в существование другого счастья: «Да не это ли — тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается — мы страдаем: стало быть, мой идеал — общий идеал?» И, возможно, он по-своему прав.
Для Ольги любовь — это прежде всего долг. И она сама не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась «роль путеводной звезды, светлого луча», который направляет Илью Ильича Обломова. И не случайно, когда говорят о любви Обломова и Ольги, всегда делают упор на христианское начало в образе последней. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его, вывести к свету. Не случайно исполняет она для Обломова «Casta Diva». Это обращение молодой девушки к богине Артемиде, к одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня как бы является прообразом Святой девы. Здесь уже возникает христианский мотив, который переходит и к образу Ольги. Она, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. И вся ее любовь подчинена этому чувству, чувству долга. Но ее надеждам не суждено сбыться. И здесь я склонна согласиться со Штольцем в том, что она любила не самого Обломова, а тот образ, который создала в своем воображении. Ведь как сказал Оскар Уайльд устами одной из своих героинь: «Для нас, женщин, любовь — это преклонение», а как могла Ольга преклоняться перед Обломовым таким, каким он был на самом деле? И в результате, когда она понимает, что не сможет его переделать, они расстаются.
Однако героиня Гончарова все же находит героя, достойного преклонения. Этим человеком становится для нее Штольц. Надо сказать, что его понимание любви, столь логичное, как раз является самым противоречивым. Он, как и Обломов, видит в ней спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а вечно контролируемое. Не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания. Все должно быть разобрано и разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд очень правильное и логичное рассуждение, но это-то и смущает. И даже Ольга, которая несомненно нашла свое счастье со Штольцем, не может не признавать этого. Иначе откуда эти странные сомнения, внезапная грусть. Возможно, это тоска по тому безумному искреннему счастью, что она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц.
Однако и Андрей Штольц не столь уверен в своей правоте, как может показаться сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он «много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам». К этому периоду относится его рассуждение и о видах любви. Здесь он произносит слова, вложенные в его уста Гончаровым и отражающие, по мнению автора, назначение любви: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…» И далее он пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отно-
шений: «…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…» И наконец, «большая часть вступает в брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…» Но ни одна из этих мерок не подошла самому Штольцу, он избрал свой собственный метод, а уж удачный или нет — не мне судить.
Вообще Штольц относится к тому типу персонажей, которым изначально симпатизирует автор, поскольку они задумываются как новые идеализированные образы. Таким прогрессивным человеком нового поколения должен был стать Штольц. И эта его универсальность и совершенность отразились и на его семье. Это один из тех случаев, про которые Карамзин сказал: «Творец всегда изображается в творении…» Семья Штольца — это в какой-то степени идеал семьи для Гончарова. Надо сказать о ней несколько слов, поскольку понятия любви и брака очень тесно связаны, а данный пример очень интересен. Брак Ольги и Штольца — это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле. И живут они в Крыму, в «центре» объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак — идеал по своей сущности, в нем все продумано до мелочей. И наконец, это брак «идеального» мужчины и «идеальной» женщины.
И как бы в противовес им идет другая пара — Анисья и Захар. Они как пародия на все остальные взаимоотношения в произведении. Этот брак Гончаров также классифицирует, определяет для него отдельную группу. В подобных семьях муж «небрежно выслушивает болтовню жены, пожмет плечами и втихомолку напишет по ее совету…» И подобные взаимоотношения нередко приводят к курьезу, который обыгрывается с весьма серьезной интонацией.
И последняя пара, но не менее, по моему мнению, значимая, нежели Штольц и Ольга, или же Обломов и Ольга. Это Агафья Пшеницына и Илья Ильич Обломов. Их жизнь, как верно заметил один из критиков, представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку. Причем она устраивает их обоих, а точнее, делает счастливыми их обоих. Агафья Пшеницына относится к тому роду людей, которые умеют безвозмездно, без сожаления отдавать все любимому человеку. Для нее любовь — это возможность отдавать. Она была бы счастлива отдать жизнь за Обломова, и сделала бы это не задумываясь. Разве это не настоящая любовь? Обломов же, в свою очередь, принес в ее жизнь ту чистоту, зеркальность души своей, которая так восхищала Штольца. Конечно, их брак нельзя назвать идеальным, но если уж говорить о любви, то мне кажется, что именно у этой пары она чувствуется, как ни у какой другой.
И в заключение мне бы хотелось сказать, что каждый из героев понимает любовь по-своему: для Обломова — это идиллия безграничной нежности и спокойствия, для Ольги — долг, для Штольца — рациональное, спокойное, долгое чувство, и наконец, для Агафьи Пшеницыной — возможность самоотдачи ради любимого
человека. Возможно, все они правы. И подвести итог этому можно словами самого Гончарова: «Вообще меня всюду поражал процесс разнообразного проявления страстей, то есть любви, которая, что бы ни говорили, имеет громадное влияние на людей…»