Вы находитесь: Главная страница> Есенин Сергей> Эволюция темы родины в творчестве С.А. Есенина 3

Сочинение на тему «Эволюция темы родины в творчестве С.А. Есенина 3»

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе я верую.
Чувство Родины можно считать основным в творчестве Сергея Есенина. Сергей Есенин родился и провел первые годы жизни в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области. «Наше Константиново было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре… Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры», — вспоминает сестра Сергея Есенина Александра.
С первых своих стихотворений, которые появились еще когда Сергей учился в школе, Есенин обращается к теме Родины; в его стихотворениях отражается все то, что окружает: чистая, привольная природа рязанских просторов, Ока, крестьянский быт. Сергей черпал сюжеты для своих стихотворений в простом пейзаже, эпитеты, найденные им, удивительно прекрасны:
Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.

Еду на баркасе,
Тычусь в берега
Церквами у прясел
Рыжие стога.

Заунывным карком
В тишину болот
Черная глухарка
К всенощной зовет…
Первая книга стихотворений Есенина «Радуница» вышла в свет в начале 1916 года. Она была издана в Петрограде Н. В. Аверьяновым при близком участии Н. Клюева.
Этот сборник не однороден. Среди стихотворений, в которых чувствуется влияние христианских идей (бабушка и мать Сергея были глубоко верующими людьми, что, конечно, оказало соответствующее влияние), исповедь смиренного инока, есть стихи, раскрывающие удивительные богатства русской природы, конкретные и правдивые картины быта дореволюционной деревни.
«На опушке леса, на крутом песчаном берегу Старицы, отделяющей луг от леса, стоял еще небольшой хутор». Этот хутор, принадлежавший Кулакову, назывался Яр. Он послужил названием повести Сергея Есенина. Дочь Кулакова — Л. И. Кашина явилась прототипом Анны Снегиной, ей же было посвящено стихотворение «Зеленая прическа…».
Трудно сказать, какое местечко своей малой Родины, какое время года не описал Сергей в своих стихах…
«Все горы были засажены деревьями, и всюду росла буйная трава.
Внизу, между четырьмя горами — пруд, над которым задумчиво склонились березы и ивы».
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень,
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень,
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.
На этих лугах, в зарослях озер босоногим мальчиком он вылавливал утиные выводки, здесь «рвал цветы, валялся на траве». Эти места имел он в виду, когда писал строки: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».
А зимой мороз сковывает реку синеватым льдом… «Раздольно здесь буйному ветру. Кажется, со всего света он собрал сюда снег и кружит и вертит его, охапками сбрасывает с высоких, крутых гор, сплошной стеной гонит по опустевшим лугам, вдоль реки, заметая проруби, полыньи и дроги».
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути —
Ни проехать в лесу,
ни пройти…
В ранних стихах рязанская изба и родные приокские просторы выглядят красочно, радостно. Сказочная красочность:
Полыхают зори, курятся туманы
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети,
Где-то мышь скребется в затворенной клети…
Есенин поклоняется труду крестьян, к которому сам привык с детства:
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гул комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей,
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку пупырей…
В поэзии Сергея Есенина о Родине можно отметить два аспекта: первый, любовь к родной природе («Раздольны и изумительно красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, «такой простор, что не окинешь оком». На горе, как на ладони, видны протянувшиеся по одной линии на многие километры села и деревни. Вдали, как в дымке, синеют леса; воздух чист и прозрачен. В траве, в кустарниках, в синем небе на разные голоса поют, заливаются птицы». — А. Есенина.)
Я пастух, мои палаты —
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым скаты,
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой неге облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Родная природа, родная земля дала Есенину народный взгляд на жизнь, наделила представлениями о добре и зле, о правде и неправде, о счастье, характерными для народа. Да и не могло быть иначе, Есенин вышел из самой глубины народа, ему не надо было подбирать, собирать слова. Они шли из его сердца.
Второй аспект — раздумья о судьбе родной страны. Он принимает особую значимость для Есенина уже в более зрелом возрасте.
Размах революционных событий захватывает поэта, он воспринимает революцию восторженно: «О верю, верю, счастье есть!..»
«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — свидетельствовал он в автобиографии.
Позднее наступает тяжелый период истории нашей страны: гражданская война, разруха, переустройство деревни. В цикле стихов «Москва кабацкая» отразилась неудовлетворенность и тоска поэта. Уже в 1918 году Есенин стал понимать, что происходит с деревней, он утверждает: «Мы не будем скрывать, что этот мир крестьянской жизни, который мы посещаем разумом сердца через образы, наши глаза застали, увы, вместе с расцветом на одре смерти».
В стихотворении «Сорокоуст» отразилась печаль, сожаление по уходящей действительности; деваться было некуда от этого. В период 1910—1920 гг. происходит ломка частного хозяйства деревни. Побеждает «железный конь». Образ жеребенка — старая патриархальная Русь. Сергей Есенин чувствует, что он чужой новой деревне: «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам». Деревня стала чужой, но любовь к Родине — это навсегда. В одном из последних стихотворений у Есенина есть строки:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…
Он возвращается к русской природе, к образу березки: «Белая береза под моим окном…»