Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> «Я хотел Наполеоном сделаться...» (душа Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 2

Сочинение на тему ««Я хотел Наполеоном сделаться…» (душа Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 2»

Почти все люди в нашем мире наделены какой-либо властью. Эта власть ограничена законом, моралью, кем-то или чем-то еще. Не все хотят признавать эти ограничения. Да, человек вправе не признавать их, но следовать им он обязан. В противном случае наказание не заставит себя долго ждать. Так считаю я, но, как известно, сколько людей — столько и мнений. Есть и такие, которые считаются неверными с точки зрения общепринятой морали, но они есть, и никто не может запретить или отменить их. Иногда в обществе появляются люди, полагающие, что в этой жизни им дозволено абсолютно все и что они могут совершать любые поступки, живя вне всяких ограничений. Это зачастую сводится к теориям, но есть и исключения — практики. Они претворяют подобные теории в жизнь. На это способен далеко не каждый человек, и я думаю, что такой личностью можно только родиться.
Стать ею невозможно, хотя есть мнение, что общество делает людей и воспитывает личности.
Родион Раскольников, главный герой романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», является личностью незаурядной, отличающейся не только от всех героев романа, но и от персонажей всей литературы девятнадцатого века. Он студент, а это уже означает образование. Раскольников знает людей и может отличить хорошего, честного человека от плохого, непорядочного. Ему не чуждо чувство сострадания: он пытается хопи, как-то помочь Катерине Ивановне, вдове Мармеладова, отдавая ей последние свои деньги. Раскольников тянется к Сонечке Мармеладовой, видя в ней прежде всего не падшую женщину, а чистую душу, кроткого, набожного человека и в то же время огромную силу, потому что только сильный может поступить с собой так, какпоступила Сонечка. Зато в Петре Петровиче Лужине Раскольников не видит ничего, что могло бы склонить его в пользу возможного союза его сестры Дуни и этого человека.
Однако есть в душе Раскольникова что-то, что не дает ему покоя. Онхочет проверить себя, узнать, кто он: «тварь дрожащая или право имеет». Для этого нужно сделать что- то такое, на что не решится простой человек, для чего непременно нужна огромная сила воли, характера и еще чего- то. И Раскольников изнемогает от ожидания этого события. Он выбрал себе жертву. Это старуха-процент- щица. По мнению Родиона Романовича, она недостойна жизни, она вошь, которая мешает жить другим. И вот он берет на себя смелость избавить человечество от этой старухи. Он думает, что убийство, этот страшный поступок, поможет ему «Наполеоном сделаться». Ан нет! Сделав свое дело, Раскольников не только не чувствует себя Наполеоном, но и испытывает мучение. Страх перед наказанием терзает его. Оказалось, что наш герой не из тех хладнокровных убийц, которые, совершив преступление, на следующий день забывают о нем и начинают придумывать другое. Еще перед последней встречей с процентщицей, которая закончилась для нее смертью, Родион Раскольников колеблется. У него есть возможность передумать, отбросить в сторону грешные помыслы. Но он твердо решает убить старуху.
Ни один человек не имеет права отрицательно влиять на судьбы людей, а тем более лишать их жизни. Раскольников решил, что он может взять на себя роль вершителя су-
деб, судьи и палача. Впоследствии он горько пожалеет об этом. Нужно иметь здоровую психику или по крайней мере стальные нервы, так как не всякий психически здоровый человек пойдет на убийство с целью самоутверждения. Раскольников не имел ни того, ни другого. Неудивительно, что после совершения убийства рассудок героя помутился. Позднее, когда ему уже становится легче (временное улучшение), он сходится с Сонечкой Мармеладовой, помогает ее мачехе. Возможно, помогая несчастным людям, Раскольников пытается хоть немного искупить свой грех. Здесь уже нет и речи о Наполеоне; главное — постараться избежать наказания и поскорее освободиться от навязчивых мыслей и страхов, ночных кошмаров.
Я думаю, что следователь Порфирий Петрович действительно с самого начала знал, кто такой Родион Романович Раскольников. Он играл с преступником, как кошка играет с мышкой, прежде чем съесть ее. В этой игре была тонкая психология, которая давила на Раскольникова, вызывала у него противоречивые чувства и в конце концов привела Родиона к чистосердечному признанию. У него больше не было сил продолжать игру.
Ни один «Наполеон» не поступил бы подобным образом. Да «Наполеоны» и не мучают себя из-за одной незначительной жертвы. «Наполеоны» — это масштаб, размах, сила, грандиозность. Ничего этого не найти в главном герое романа. В нем только страх, желание уйти от наказания, от ответственности, которую он потом все-таки принял, как затравленный зверь, потому что некуда было деваться. «Наполеоны» и на казнь идут с гордо поднятой головой, четким шагом.
Так кто же Раскольников? «Наполеон»? Нет. « Тварь дрожащая»? А вот это уже вполне вероятно.