Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> «Я хотел Наполеоном сделаться...» (душа Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сочинение на тему ««Я хотел Наполеоном сделаться…» (душа Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)»

В своем романе Достоевский создает особый тип героя. Это человек, ищущий правду в жизни, стремящийся к воцарению справедливости в мире. Его цели исключительно благородны, но путь к их достижению он выбирает нетрадиционный. Раскольников живет в то время, когда уже существовал нигилизм, когда получили распространение социалистические идеи. Но герой не хочет прибегать к опыту тех, кто стал их сторонниками. Он своими собственными усилиями хочет найти путь к истине. Он создает свою теорию. О ней мы узнаем только в середине романа. Ее суть заключается в том, что, по мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории. Это группа господ и группа «тварей дрожащих». Главный герой стремится понять, к какой же из них он относится. Наполеон, Магомет — вот кумиры Расколь-
никова. Они смогли совершить такие поступки, на которые «вошь», простой человек не способен.
Они преступили черту. Они совершали убийства, смертные грехи, но не получили за это никакого наказания. Наоборот, они заслужили уважение, благодарность и почитание потомков. Их имена запечатлены в веках. Анализируя поступки Наполеона, Раскольников приходит к созданию своей теории.
Позиция этого героя абсолютно чужда автору. Достоевский — великий гуманист. Он считает, что любое дело, каким бы грандиозным и значительным оно ни было, становится бесполезным, если из-за него упадет хоть одна слезинка ребенка.
Точка зрения писателя на поступок Раскольникова ясна. Хоть так отвратительна и неприятна старуха, она не заслуживает смерти, так как тоже является человеком, живым существом.
Путь самоутверждения героя ложен. Он своим поступком хочет спасти тех несчастных, кого жизнь поставила в невыносимые условия, например Соню.
Мармеладов в своем монологе рассказывает о ее судьбе, о том, как нужда заставила ее начать жить по желтому билету. Познакомившись с Соней, Раскольников видит, что ее душа чиста. Он ужасается вселенской несправедливости. Его поражает, что такой человек оказался на дне, а старуха Алена Ивановна, которая не обладает высокими нравственными качествами, живет, не испытывая никаких трудностей. Судьба униженных людей не оставляет его равнодушным.
Совершая преступление, он также думает о сестре Дуне. Она готова жертвовать собой, стать женой ничтожного человека Лужина, чтобы улучшить материальное положение своего брата, Родиона Романовича.
Таковы причины рокового поступка героя. Он стремится стать Наполеоном, самоутвердиться, спасти всех от ужасов жизни.
Но всем ходом действия романа Достоевский доказывает ложность его идеи.
Автор создает образы двойников Раскольникова. Лужин является одним из них. У главного героя возникает к нему неприязнь с того момента, когда он узнает о нем из письма матери. Она пишет о том, что этот человек хочет жениться на Дуне, практически покупает ее. Это вызывает у Раскольникова отрицательное отношение к жениху сестры.
При первой встрече Лужин рассказывает герою о своем миропонимании. На это главный герой говорит, что если эту идею продолжить и логически завершить, то получится, что можно убивать людей. И тут он узнает свою собственную теорию.
Второй его двойник — Свидригайлов. Это безнравственный, пошлый человек. Но про него и Раскольникова автор говорит, что они «одного поля ягоды».
Еще одним героем, который наносит удар по идее Родиона Романовича, является Соня. По мнению главного героя, она принадлежит к низшей категории. Но он видит, как чиста и прекрасна ее душа, что она обладает высокой нравственностью. Именно она приводит его душу к возрождению.
Порфирий Петрович также говорит о ложности теории. Он находит ее самое слабое место. Он интересуется у Раскольникова тем, как может человек понять, к какой категории он принадлежит. Неужели убийство — единственный способ? Это тоже вносит сомнение в то, что идея верна.
Все поиски истинны главного героя оказываются бесполезными. Он совершает роковую ошибку. Его мучает совесть, ему кажется, что он «вошь». В итоге он понимает, что его теория является ложной. Нет никаких господ и рабов, а есть равные люди, чьи жизни одинаково ценны.