Во всех произведениях Н.А.Некрасова четко выражена его гражданская позиция. Посвятим свою лиру народу, поэт стал продолжателем традиций Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Но некрасовская поэзия создает лирического героя, отличного от героев Пушкина и Лермонтова. Поэт Некрасов своим творчеством открыл новый этап в развитии русской поэзии, связанный со значительными переменами в общественной жизни конца 50—70-х годов XIX века.
Народная тема была основной в его творчестве. Стихотворения 40-х годов «В дороге», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной» посвящены тяжелой доле простого люда, крестьянства и разночин- ства.
В 1849 году Некрасов создает стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, «родной сестры» страдающего народа.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди,
Сестра твоя родная!»
Муза у Некрасова ассоциируется с образом истязаемой публично женщины, она — родная всем несчастным и угнетенным.
«В крови… иссеченная Муза» вдохновляла поэта на создание величайших произведений, в которых тема народных страданий — главная.
К середине 50-х годов окончательно формируется эстетическая позиция Некрасова и его творческая программа. Некрасов твердо стоит на позициях гражданственности и поэзии, общественной направленности и активного вмешательства в жизнь. Некрасов считал, что нельзя безнаказанно «закрывать глаза на совершающееся вокруг», и эта позиция находит отражение в его критических статьях того периода. Выражение активной гражданской позиции мы находим и в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии —«Муза» (1852), «Блажен незлобливый поэт…» (1852), «Поэт и гражданин» (1856).
В стихотворении «Муза» Некрасов развивает принципы пушкинского реализма, но заостряет внимание на неприкрашенности изображения жизни. Музе Пушкина он противопоставлял свою, «печальную спутницу» «печальных бедняков». Она не только тоскует, но и призывает к мести, протесту.
Стихотворение «Блажен незлобливый поэт…» рассказывает о поэте чистого искусства, далекого от жизненных проблем. И ему противостоит поэт-сатирик, обличитель.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
Своей карающею лирой.
Некрасов уверен, что дело настоящего поэта останется в памяти народа.
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя.
В 1856 году Некрасов создает поэтический манифест— стихотворение «Поэт и гражданин». Используя форму спора на общественно-литературные темы, Некрасов не скрывает отличий своей поэзии от творчества Пушкина, Лермонтова, поэтов-декабристов.
Собеседник поэта в некрасовском стихотворении — гражданин. Выбор героя-гражданина не случаен. Позиция К.Рылеева — «Я не поэт, а гражданин… — совпадает с позицией Некрасова, с его желанием посвятить все свои силы защите прав народа.
Гражданин выступает против чистого искусства, он призывает «подчинить свой гений» чувству «всеобни- мающей любви» — любви к народу.
Почти в конце своей жизни, в 1874 году, Некрасов словно подводит итог своей поэтической деятельности в стихотворении «Элегия». Две центральные темы его творчества, тема народа и тема поэзии, становятся здесь по-родственному близкими.
Автор приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-бор- цом, он завещает не забывать о предназначении поэта — звать народ к пробуждению.
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди!
В лице Некрасова мы видим величайшего поэта России, посвятившего все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью. Он сохранял верность своим идеалам, своей гражданской позиции до последних минут жизни.