Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> За что, кем и как наказан Раскольников

Сочинение на тему «За что, кем и как наказан Раскольников»

Само название романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание
» вроде бы и является ответом на вопрос, поставленный
в теме сочинения. Раскольников совершает убийство, полиция его
арестовывает, суд определяет меру наказания: восемь лет каторги.
Однако композиция произведения опровергает такое однозначное
объяснение: сцена убийства дается в первой части, а признание
и арест Раскольникова — в конце романа, о суде и годах каторги говорится
в эпилоге. О чем же тогда еще пять частей произведения?
Разобравшись в этом, мы сумеем понять глубину авторского замысла,
не сводимому только к показу уголовного наказания преступника.
Противоправные действия Раскольникова заключались в том, что
он убил старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету.
Конечно, это страшное преступление, но совершается оно как-то
странно, словно убийца был не в себе. Во-первых, поражает предельная
грубость и простота орудия убийства: Раскольников изначально
решает использовать именно топор. Даже прожженные каторжники
сторонятся Раскольникова в остроге, говоря, что «не барское
это дело — с топором ходить». Раскольников как будто стремится
к предельной откровенности своего преступления, в нем отсутствует
бесчеловечная холодность и хитрость убийцы. Во-вторых, он делает
очень слабые попытки ограбить, хватает первое попавшееся, да и тем
не пользуется впоследствии, а с отвращением прячет под камень.
Следовательно, если не считать Раскольникова просто сумасшедшим,
у него другая цель, нежели ограбление.
Как выясняется из разговора со следователем Порфирием Петровичем,
Раскольников — автор целой теории, позволяющей некоторым
людям проливать кровь, не чувствуя себя виновными. Существуют,
по мнению главного героя, «избранные», двигающие человечество
по пути прогресса. И они могут позволить себе любое преступление
ради высших целей, как, например, Наполеон. Раскольников,
вероятно, сам до конца не понимал, что именно теория, а не нищета
и желание помочь другим на деньги старухи толкнула его на преступление.
Лишь в сцене признания Соне Мармеладовой Раскольников
отбросит другие мотивы и скажет, что хотел «на практике» проверить,
к какому разряду людей он относится. В этом его главная вина.
По мнению христианки Сони, Раскольников восстал против Бога,
когда решил сам определять, кому жить, а кому умирать.
Наказание настигло Раскольникова сразу, как только он совершил
преступление. Он ощутил вдруг такие невыносимые внутренние
мучения, что через несколько дней метаний в надежде освободиться,
избавиться от груза в душе последовал совету Сони и сознался
в полиции. Необходимо добавить, что истинное раскаяние пришло
к Раскольникову только на каторге, во многом благодаря состраданию
и любви Сони Мармеладовой.
Итак, преступник наказывает себя сам, судом собственной совести.
Как выразилось это внутреннее наказание Раскольникова? Еще
не раскаявшись, он увидел, что все происходит не так, как задумано.
Собираясь убить «никчемную и злую старушонку», Раскольников
убил еще и ее сестру Лизавету, невинное, угнетенное и безответное
существо. Главный герой уже не может оправдать себя благой целью
— помочь «униженным и оскорбленным», используя деньги старухи.
Напротив, пролив кровь такого «униженного» человека, он
совершил преступление против всех «оскорбленных», в том числе
и против самых близких людей — матери и сестры Дуни. Раскольников
не только не находит сил общаться с ними, но с ужасом чувствует
какую-то ненависть к родным. В то же время в угнетателях и обидчиках
своих близких, Лужине и Свидригайлове, он видит собственное
отражение, потому что, как и они, презрел нравственный и божеский
закон, поставил свое «я» выше других.
Раскольников делает безуспешные попытки спасти себя, помогая
несчастному семейству Мармеладовых, избавляя Дуню от Лужина
и Свидригайлова. Но использовать при этом награбленные деньги
он не может: Раскольникову страшно и подумать о них. Жалкие гроши,
присланные матерью, он отдает овдовевшей Катерине Ивановне, но,
конечно, это не спасает несчастную женщину: от переживаний у нее
обостряется чахотка, она впадает в безумие и гибнет. Ее детей спасает
от голода и улицы Свидригайлов, тоже, подобно Раскольникову,
пытающийся «откупиться» от мук совести. Ужасает Раскольникова
циничное хладнокровие следователя Порфирия Петровича, убежденного
в вине Родиона и спокойно рассуждающего с ним об этом.
Только христианка Соня понимает, какой грех лежит на душе у Раскольникова,
какие мучения он должен испытывать. Раскольникову
кажется, что он смалодушничал, когда признался в полиции,
он и на каторге долгое время считает, что теория его верна, просто он
принадлежитк«тварямдрожащим»,анек«правоимеющим».НоДосто-
евский верит в нравственное возрождение человека, и его герой возвращается
к жизни через раскаяние.
Всем своим романом автор доказывает, что преступник нарушает
прежде всего нравственный закон, а потом уже юридический, что
суд совести заставит преступника искать суда общественного, настолько
будут невыносимы его муки.