Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.
Н.А. Некрасов
Н.А. Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение «женского вопроса» должно связываться «не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем экономическом и общественном устройстве!». И не случайно «певцом печальной женской доли, высоких подвигов и жен, и дочерей» именовали русские женщины своего поэта в многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны — простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе. Ее жизнь — типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее — горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье. Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене:
А роден ька-то
Как набросится!
Деверек ее —
Расточихою,
А золовушка —
Щеголихою,
Свекор-батюшка —
Тот медведицей,
А свекровушка —
Людоедицей.
Кто неряхою,
Кто непряхою…
Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: «семья была большущая», в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости управляющего.
…Что год, то дети: некогда
Ни думать, ни печалиться.
Дай Бог с работой справиться
Да лоб перекрестить, —
так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все горести и лишения, растила детей.
Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: «За них горой стояла я…» И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии:
Я вырвала Федотушку.
Да с ног Силантья-старосту
И сбила невзначай.
Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших родителях.
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..—
говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну Лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.