Сергей Есенин ушел из жизни в тридцать лет. Он не так уж долго жил на свете, но успел оставить огромное литературное наследие. Его талант особенно живо и ярко раскрывается в лирике, посвященной родной земле. Творчество Есенина живет и дышит любовью к Родине. А Родина для Есенина — та самая былинная «березовая Русь». Особенно это чувствуется в юношеских стихах. Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми се далями и красками.
Краски — вот основное, о чем нужно упомянуть, говоря о есенинской «живописи словом». Поэзия Есенина — именно «живопись» в силу своей яркости и многокрасочности. Краски делают любой образ более рельефным и выразительным. Есть у поэта стихотворения, где образ создается целиком за счет игры красок. Когда в стихотворении, буквально в шести строчках, показано сочетание черного, белого, красного, синего, серого цветов, они создают целую картину. Ее в буквальном см ысле можно увидеть. И это отличительная черта именно есенинского творчества.
Особенно часто (и это обстоятельство отмечается всеми критиками) мы встречаемся в творчестве Есенина с синим и голубым цветами. Это любимые цвета поэта, но, помимо того, еще и цвета, очень часто встречающиеся в природе — небо, вода.
Синий цвет у Есенина символизирует покой, тишину, умиротворенность («теплая синяя высь», «синеющий залив», «равнинная синь», «синий вечер», «синий сумрак»). Часто это не просто умиротворенность природы, но и душевный покой, а иногда — легкая ностальгия, воспоминания о минувшей юности:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Голубой цвет дает ощущение простора, далекого горизонта, дали («пашня голубая», «голубое поле»,’ «голубой простор»).
Вместе же сочетание синего и голубого, двух любимых цветов поэта, настраивает читателя на романтический лад («Май мой синий! Июнь голубой!» или «Голубая кофта. Синие глаза…»). Думы Есенина о прошедшей молодости передаются читателю и вызывают в нем чувство ностальгии и легкой печали.
Довольно часто у Есенина встречаются различные оттенки красного, розового. В своей художественной палитре Есенин из всех оттенков красного больше всего использует алый цвет. В его стихах этот цвет символизирует непорочность, незапятнанность, чистоту. И, конечно, это цвет ассоциируется с восходом солнца, который имел столь большое значение для поэта:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Не только красота природы, но и красота женщины вызывают у Есенина ассоциацию с алым цветом:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была…
По тому, как меняются с годами краски в творчестве Есенина, можно заметить, насколько он становился мрачнее и угрюмее. Жизнь переставала казаться ему радужной и светлой. От веселой красно-сине-золотой гаммы он переходил к все более темным тонам. Самое трагическое свое произведение Есенин назвал «Черный человек». Это название говорит само за себя: поэт потерял юношеское восприятие жизни, стал взрослее и суровее.
Может быть, в русской литературе и найдется автор, чья палитра будет так же богата красками, как есенинская. Но ни у одного поэта краски не несут такой смысловой нагрузки, не являются символами (кроме поэмы «Двенадцать» Блока и некоторых других произведений). С помощью красок поэт определял свои мысли и чувства. Видимо, в этом и заключается сильная сторона его лирики: эмоциональное воздействие на читателя при помощи цветового выражения своих дум.
Но, кроме цветов, говоря о «живописи словом», надо отметить и еще одну особенность Есенина-поэта. Природа в его творчестве отнюдь не играет роль фона. Напротив, она — полноценное действующее лицо, она живет, дышит, реагирует на человеческие эмоции. Она неотделима от мыслей и чувств человека. Это и привлекает в лирике Есенина — образ отзывчивой природы. Часто поэт наделяет предмет неодушевленный (в нашем понимании) вполне человеческими чувствами и поступками: «отговорила роща золотая», «спит черемуха в белой накидке», «клен танцует пьяный». Особенно же часто обращается поэт к образу березы, которая в его системе ценностей уподобляется женщине:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку. Так Есенин заставляет читателя почувствовать, понять, полюбить природу. Есенин и о себе говорит как о части природы: «Ах, увял головы моей куст» или «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым». Эта постоянная параллель между человеком и природой делает творчество Есенина действительно живописным.
Никто лучше Есенина не умел нарисовать такой объемный и многоцветный образ родной природы. В этом умелом подборе палитры мы видим не только проявление величайшего таланта, но и выражение чувств простого человека, влюбленного в свою землю. Вся лирика Есенина — посвящение русской земле. Это и делает ее бессмертной.