В русской литературе уже были достойные образцы произведений биографического жанра: «Семейная хроника» Аксакова, «Былое и думы» Герцена, почти все романы Б.К.Зайцева. Так и художественные произведения Александра Исаевича Солженицына, за исключением исторических линий эпопеи «Красное колесо», в огромной степени биографичны и внутренне увязаны во времени.
Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему — сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», романов «В круге первом», «Раковый корпус». Они вобрали в себя собственный горький жизненный опыт Солженицына: участие в войне, арест, тюрьму, лагеря, ссылку. В творчестве писателя, продолжающего традиции русской классики, трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. Автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» показывает общественную и литературную борьбу эпохи «хрущевской оттепели» и «похолодания» начала 70-х годов.
Историю своей семьи Солженицын описал в «Красном колесе». Отец его послужил прообразом главного героя Сани Лаже- ницына. Он умер, так и не увидев новорожденного сына. Осиротевшая семья переезжает из Кисловодска в Ростов-на-Дону. «Непролетарское» происхождение заставляет будущего писателя избрать «неполитическую» специальность. Он поступает на физико-математический факультет университета в Ростове.
Не зря в «Красном колесе» Саня-студент встречается с Толстым. Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили память о прежней, непохожей на советскую, жизни, рано подвели Солженицына к замыслу большой книги по образцу «Войны и мира».
Он задумал узнать из архивов правду о первой мировой войне и русской революции. Для этого поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории. Вся последующая жизнь Александра Исаевича известна из его книг, в которых писатель заставил нас осознать религиозную проблематику своего творчества. Он доискивался до глубинных, затаенных устремлений в человеческой душе. Размышлял о свободе и неволе, грехе, возможности возрождения духа в русской нации. Солженицын, наконец, показал, что главным делом писателя является борьба за человеческую личность, Россию, свободу, и вообще за жизнь на Земле, которой угрожает отрицающая Бога и человека, обреченная система лжи и насилия, способная укорениться в любой стране Запада и Востока.