Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Значение символических снов Гринева и Раскольникова

Сочинение на тему «Значение символических снов Гринева и Раскольникова»

Как океан, объемная пуля земной,

Земная жизнь кругом

объята снами …

И бездна нам обнажена

Со своими страхами и мулами …

Ф. И. Тютчев

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время — время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон литературного героя — это часть истории его души. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушки, где «на пол журавль и на пол кот». И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островского мы летим с «темного царства» Чабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с обломков мы попадаем в застойный рай спящей Обломовкы. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского. Какой же пропасти открывают нам сны Грынива и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гриню — предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова — раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в «нежные видения полусоння», Раскольников находится в полусознательном, близком к бред состоянии. А в такие моменты сны выпуклые, ясные, выразительные.

Гринев, оторванный от папы и мамы, конечно, снится родной имение. Но все остальное … Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он зридниться с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему отцом. Если сон — знак, то сон Гривневая — знак судьбы. Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова «убийство», он все время спрашивал себя: «… так разве то будет?» Он сомневался, готов сделать хуже с насилий над живым существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родионом: «Не убий Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре. И тут мне вспомнился «хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского. Та же толпа смеется над упавшим конем, те же слезы живого существа … И своеобразное видение поэтом гуманизма:

? … Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь.

Но Раскольников находит для старухи-процентщицы другое слово — «вошь», по вшей сама. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове старушка, а она хохочет так хохочет. Родион и до сна готов ее иной раз убить бы, если бы опомнилась.

Почему он так много думает о ней? Нынешний герой его теории («пророк», Наполеон) не думает ни о каких старушка. Он поставил бы поперек улицы батарею и «дул бы в прав и виноватого», не испытывая угрызения совести. А раз Родионом снится старуха-процентщица, значит, у него угрызения совести; значит, «слабак», «животное дрожащая. Вот этого и не может простить Родион старушка. Если эти сны отражали борьбу, что происходит в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, что полемизирует с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родионом в виде трихин, микроскопических существ, наделенных разумом и волей. Гнездились они в мозге людей. Самым страшным для Достоевского было то, что зараженные этими трихинамы считали себя самыми умной и непоколебимыми в своей правоте. Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И поэтому зараженные трихинамы люди не знали, что есть добро, что зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины.

Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества. Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов? Сон Гривневая у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только увеличивает общее мрачное фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что «Капитанская дочка» — это рассказ автора об исторической трагедии, была, а «Преступление и наказание» — предостережение об исторической трагедии, что может быть.