1. Вступление
Галерея «маленьких людей» в русской литературе XIX века традиционно открывается Евгением из пушкинской поэмы «Медный всадник». Герой, тихий и бессловесный, в отчаянии поднимает бунт против «кумира на бронзовом коне», символизирующего Петербург, власть, государство… Гоголь по-своему интерпретирует и развивает эту тему.
2. Основная часть
а) Центральный образ повести — «маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин. Даже фамилия у него по-своему «говорящая» — с уменьшительно-ласкательным
суффиксом. Он работает письмоводителем низшего разряда. «Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться». Весь мир настроен против маленького человека. В повести подчеркивается типичность героя: «Итак, в одном департаменте служил один чиновник». Акакий Акакиевич человек бедный. Возможным его наследникам «…оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и уже известный читателю капот». б) Это мелкий чиновник, человек заурядный: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически». Башмачкин человек незначительный и незаметный: его смерть ничего не изменила в этом мире: «…и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставляющий буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее». Акакий Акакиевич никому не интересен: «исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп».
в) Герой беззащитен. Его могут безнаказанно обижать коллеги, распекать «значительное лицо». «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич… Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
г) Башмачкин живет в своем маленьком мире, примитивном, ограниченном элементарными обязанностями, которые он, тем не менее, выполняет с большим старанием. В его мире все маленькое и незначительное: бедствием является мороз, страстью — переписывание, любовью — определенные буквы, а заветной целью —
новая шинель: «Даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился…» Но даже дерзость была маленькой — не положить ли вместо кошки куницу на воротник? Самый счастливый миг в жизни Башмачкина — обретение новой шинели, тогда как утрата ее — вселенская катастрофа.
д) В отличие от Евгения из «Медного всадника» Пушкина, Башмачкин не бунтует против значительного лица, он дрожит перед ним, и там, где пушкинский герой впадает в высокое безумие, Акакий Акакиевич всего лишь падает в обморок.
3. Заключение
Образ бедного чиновника, «маленького человека», сделался после «Шинели» одним из центральных в литературе 40-х годов. «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Антон Горемыка» Григоровича, «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» Н. А. Некрасова, многие повести И. И. Панаева, В. И. Даля, А П. Чехова и других писателей продолжают и развивают эту тему.