Н.В.Гоголь написал величайшее произведение — «Мертвые души». В нем он попытался показать все, что есть на Руси: нравы, быт обычаи. Гоголь показал нам насколько может быть скупой и бедной человеческая душа. В первой главе автор показывает нам провинциальный губернский город и знакомит читателей с действующими лицами поэмы. В следующих пяти главах перед нами предстает галерея помещиков и их усадеб. Автор умело отразил в композиции оторванность помещиков от общественной жизни. Содержание всех этих глав построено по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, внутреннее убранство господского дома, портрет помещика и его взаимоотношения с Чичиковым. Так, Гоголь изображает целую галерею помещиков, воссоздающих общую картину крепостнического общества. В самой последовательности представления помещиков проявляется сатирическая направленность поэмы, начиная с Манилова и завершая Плюшкиным, «прорехой на человечестве».
На первый план Гоголь выдвигает психологическую суть героя, его отрицательные черты и признаки, как, например, мечтательность и полное непонимание жизни у Манилова; наглое вранье и расхлябанность у Ноздрева; жесткость и человеконенавистничество у Собакевича и т. д. Но портретами помещиков Гоголь не ограничивается, в поэме следует сатирическое изображение жизни губернского чиновничества, представляющего собой власть дворянства. Необычно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весь провинциальный город. Изображая помещиков и чиновников, автор постепенно развертывает образ главного героя повествования — Чичикова. Лишь в одиннадцатой, последней главе Гоголь раскрывает жизнь героя во всех деталях и окончательно разоблачает его как ловкого мошенника, цивилизованного подлеца.
Таким образом автор стремился полнее изобличить Чичикова как особый человеческий тип, выражающий еще только зреющее, но уже вполне жизнеспособное явление — капитал. Поэтому характер Чичикова показан в развитии. Не случайно все другие персонажи «Мертвых душ» предстают перед нами уже сложившимися психологически, то есть без внутренних противоречий и душевного развития (исключение составляет Плюшкин, чья жизнь показана в поэме). Такая неизменность характеров героев подчеркивает полный застой быта и образа жизни помещиков и содействует сосредоточению внимания на особенностях их характеров.