«Мертвые души» явились качественно новой вехой на творческом пути Н.В.Гоголя, поистине неоценимым вкладом в сокровищницу русской и мировой литературы. В этой поэме Гоголь мастерски объединил в единое целое те черты русской жизни ,которые и прежде мелькали на страницах его произведений. В «Мертвых душах» оживают реальные картины жизни самодержавной России: помещичьи дворы, заштатный губернский городок, и, наконец, Петербург, столица России. И повсюду мы видим одни и те же отвратительные язвы, сменяющие друг друга вереницы ярких образов, подчиненные единой идее творческого замысла гениального ума Гоголя. Один из критиков заметил: «Гоголь выстроил длинный коридор, по которому ведет своего читателя вместе с Чичиковым и, отворяя двери направо и налево, показывает сидящего в каждой комнате урода».
Образами помещиков посвящены пять глав первого тома. В этих главах представлены наиболее типичные образчики представителей сословия помещиков-крепостников. «Мертвые души» — одно из величайших реалистических творений, картина подлинной, а не придуманной жизни России. «Крик ужаса и стыда» — так емко и кратко охарактеризовал произведение Гоголя Герцен. Но, несмотря на весь ужас и отталкивающие образы героев «Мертвых душ», в поэме скрыта и надежда на исцеление и пробуждение человеческого духа. Автор бестрепетной рукой срывает все покровы с наиболее неприглядных черт человеческой натуры, но одновременно не угасает его вера в «плодовитое зерно» русской жизни.
Цель Гоголя — показать все эти мерзости замет, чтобы читатель научился различать добро и зло, уродливое и прекрасное и делать свой собственный выбор в пользу высокого и светлого. Философские идеи Гоголя раскрылись наиболее полно именно в «Мертвых душах». Это произведении явилось плодом глубоких и подчас мучительных размышлений автора. Однако никакие сомнения не помешали Гоголю создать поистине великое литературное произведение, показавшее жизнь современной ему России без прикрас и недомолвок.