Все похоже на правду,
все может статься с человеком.
Н. В. Гоголь
Николай Васильевич Гоголь — прекрасный сатирик, увидевший сам и показавший широкой читательской аудитории гибельность крепостнического строя, его пагубное влияние на души помещиков и крестьян.
Народ, удрученный непосильной работой и нищетой, теряет интерес к беспросветной жизни, перерождаясь в рабочий скот. Безделье же помещиков делает из них непонятно что, «деятелей», не способных не только руководить другими людьми, но нормально организовать свою жизнь. Большинство помещиков, вырождаясь, мучаясь, терзая окружающих, живут иллюзорными представлениями о действительности и самих себе. Таким помещиком является Ноздрев, случайно встреченный Чичиковым на постоялом дворе. Он не имеет никакого понятия о достоинствах человека, правилах общения и нормах морали. Автор называет его «историческим человеком», ибо он постоянно попадает в истории: «…или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».
Описывая Чичикова прекрасным психологом, умеющим сразу же понять натуру человека, с которым ему предстоит вести дела, автор показывает, что и Павел Иванович ошибся, сделав ставку в своем мошенничестве на Ноздрева. «А что ж,— подумал Чичиков,— заеду я в самом деле к Ноздреву. Чем же он хуже других. Такой же человек, да еще проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Не будь Павел Иванович настолько алчен, он бы внимательнее пригляделся к Ноздреву, понял, что с ним невозможно вести никаких дел. Он продаст, обманет, разнесет слух по всей округе, да еще и приврет «три короба», что в общем-то и случилось. Ноздрев навязывает окружающим совершенно непонятную форму общения. «Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам поехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на свете на все что хотите». Его мысли перескакивали с предмета на предмет, не было никакой логики в его действиях и речах и при этом он был патологическим лгуном, хамом и бездельником. У Ноздрева была страсть — делать людям неприятности, причем не от злой души, а просто так, от безделиц. Хозяйством он не занимается, жену давно уже уморил, детей «бросил» на няньку, лишь на псарне помещик ведет себя как «отец среди семейства», а в остальное время он «человек-дрянь». Чичиков, затеяв с ним разговор о покупке мертвых душ, тут же и пожалел об этом, но было уже поздно. «Просто дурак я»,— говорил себе Павел Иванович. Он понял, что очень прогадал, связавшись с этим вралем. Ноздрев имеет привычку «заманивать» к себе очередного «приятеля», навязывать ему немыслимые «сделки», а когда тот отказывается, избивает его, призывая на помощь своих крепостных.
Так, Чичикову он предлагает отдать мертвые души даром, но предварительно купить жеребца за 4 тысячи, купленного якобы им самим за 10 тысяч рублей. Ноздрев забросил свое хозяйство, повесничает, ездит по ярмаркам, трактирам, проигрывая те гроши, которые собирает со своих разоренных крестьян. Бывает, правда редко, когда ему везет — попадается простак, которого удается обыграть в карты, тогда Ноздрев покупает всякую всячину, но не довозит этого до дома, так как тут же проигрывает более удачливому заезжему шулеру. Чичиков не знает, как отвязаться от слишком навязчивого приятеля, который почти «прибил» Павла Ивановича. И, если бы не приезд капитан-исправника, быть бы «нашему искателю приключения» с синяками.
В эпизоде, описывающем посещение Ноздрева Чичиковым, Гоголь показал очередного опустившегося помещика из «галереи типов». Несмотря на бурную деятельность, Ноздрев представляется «мертвым» для общества. Он суетится, доставляя всем неудобства и неприятности. Можно легко представить, как плохо живется крестьянам у такого помещика-баламута, ничем полезным не занимающегося, не дающего сосредоточиться на деле и другим. Буйное «гусарство» Ноздрева наводит на мысль, что, служи он в армии, и там бы не было от него никакой пользы, а лишь один вред.
Смех писателя сатирически, ненавязчиво обличает нравы помещичье-крепостни-ческого строя. Читателям становится ясно, как никчемны, бесполезны и даже социально опасны Ноздревы, имеющие власть над людьми. Они расправляются даже с равными себе, а что могут творить с подневольными крестьянами, нетрудно догадаться, узнав причину приезда капитана-исправника: «Вы находитесь под судом до времени окончания решения по вашему делу… Вы были замешаны в историю, по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде».
Чичикову повезло: приезд офицера избавил Павла Ивановича от участи многих «приятелей».
Чем дальше читаешь поэму Гоголя «Мертвые души», тем сквернее становится на душе: время идет, а нравы почти не меняются. И автор гениально предвидел: «…может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Ноздрев долго еще не выведется из мира…»