Эх ты, подлец!
Н. В. Гоголь
Поэма «Мертвые души» явилась своеобразным поиском Н. В. Гоголя положитель-s ного героя. Но не было его в этом несправедливом мире. Писатель избрал форму путешествия для того, чтобы иметь возможность показать многих людей, искалеченных крепостным правом, загубивших свою и близких жизнь, начиная с рациональной бережливости, «свихнувшись» на этой почве, потеряв человеческий облик и достоинство, они превращаются в «прореху на человечестве». Таков Плюшкин. «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости… Но добрая хозяйка умерла; часть ключей… перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее… подозрительнее… скупее…» Бережливость переродилась в скаредность, а некогда богатое поместье — в развалившееся хозяйство. Въехав в деревню Плюшкина, Чичиков замечает «какую-то особенную ветхость… на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек… Окна в избенках были без стекол…» Господский дом глядел «каким-то дряхлым инвалидом», только сад, «заросший и заглохший, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении».
Увидев одинокую фигуру, Чичиков долго решал, кто это: «баба или мужик». Вначале он принял Плюшкина за его ключницу, так экзотически, жалко и неряшливо был одет один из богатейших помещиков губернии. Его дом поразил Чичикова беспорядком. «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель», все ветхо, грязно и убого;. Плюшкин совершенно утерял связь с реальным миром, он не понимает ценности вещей, зачем-то хранит засохший куст лимона, кусок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами». Его комната завалена хламом: дырявыми ведрами, старыми подметками, ржавыми гвоздями. Облик самого хозяина достаточно неприятен. «Маленькие глазки еще не по-тухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высматривают кота, боясь попасться ему в зубы; Встреть его Чичиков в церкви, «то, вероятно, дал бы ему медный грош». Но Плюшкин «не нищий… У этого помещика была тысяча с лишком душ». В складах и амбарах гниет хлеб и другие продукты, но, «не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни», заглядывая по углам, собирая все, что попадалось: «Старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок». И все тащил к себе в комнату. «Вон уж рыболов пошел на охоту»,— говорили о нем крестьяне. Отнять назад свою вещь крестьянам почти не удавалось, а уж если она попадала в общую кучу, то пропадала для них вовсе. \
Чичиков сразу оценил обстановку и принял правильный тон, он сказался благодетелем, берущим на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.
Жалка картина сделки, описанная Гоголем блестяще. Плюшкин ругается с ключницей, якобы укравшей четвертинку бумажного листа, потом находит искомый клочок, жалея, что нельзя обойтись «восьмушкой».
В этом эпизоде мы слышим негодование автора, говорящего о «ничтожности» и «гадости», до которой может дойти человек, подчинив свою жизнь наживе, забыв о тех идеалах и мечтах, к которым стремился в юности. «Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» — но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости».
Описывая нравы помещичьей России, Гоголь средствами смеха борется против главной причины зла — крепостного права, делающего из людей рабов мелких «страстишек», вытравляющего душу. Но писатель-гуманист хотел видеть и положительное в жизни, он надеялся, что Россия сможет освободиться от данного зла, и появляется в поэме образ «птицы-тройки» , способной вывезти отчизну из того состояния, в котором она прозябает. «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства».