Через все творчество Льва Николаевича Толстого проходят мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия. Писатель пытается проникнуть в духовный мир человека. Критикует социальную несправедливость и вскрывает неправду межчеловеческих отношений, взяв за точку отсчета вечный идеал, хранящийся в заповедях христианства.
Мне до сих пор трудно понять Толстого. Почему сначала ребенок в повести «Детство», потом юноша Толстой в «Юности» так остро переживает несправедливость? Наверное, все дело во врожденной гениальности. Обычно дети эгоистичны и не столь категоричны к чужому злу. Писатель всматривается в мир внутренним нравственным взором, чего, например, нет у меня и, похоже, у большинства людей. Мы бы просто посмеялись над немцем-воспитателем, который вписывает в счет затрат поломанную удочку. Толстой же в прощальной «исповеди» малозначительного персонажа раскрывает целую трагедию «незаконнорожденного» немца Карла Иваныча. Словно говорит, что все мы, люди, недополучили в жизни того, что нам принадлежит по праву рождения.
В повести «Казаки» молодой дворянин Оленин приезжает на Кавказ, чтобы участвовать в «покорении» горцев, которых он почти не увидит и которые ему ничего плохого не сделают. Он находит выход из ситуации всеобщего озлобления в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Земля на всех одна, всем на ней места хватит — делить нам нечего, как бы говорит нам писатель в этой повести.
В эпопее «Война и мир» Лев Толстой идет дальше в искании путей сближения людей на основе первохристианства. Он воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812-го года. Описывает патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Вывод: людей сближает и примиряет общая беда, перед которой меркнут все мелочные неурядицы. Народ в представлении Толстого подобен стихийному рою пчел, а не разумно организованному муравейнику. Но в кажущейся сумятице «роя» все исторические события и личные интересы в конце концов сливаются в одну цель: как нам выжить вместе и не в ущерб другим, чтобы не утратить в душе главного, к чему нас ведет предначертанная свыше судьба. То есть природно-исторический процесс бытия, с точки зрения писателя, изначально управляется неведомым порядком, которому нам остается только подчиняться.
Роман «Анна Каренина» рассказывает о трагедии женщины, охваченной разрушительной страстью, жены, разрывающей оковы современного приличия и преступающей закон. Юридический закон, но не закон природы, не тот «неведомый порядок», который дан нам свыше. Толстой обнажает устаревшие нормы светского общества, которые в развитии новых идей приводят к распаду патриархального уклада, разрушению семейных устоев. Но не всякое разрушение бывает плодотворным. Индивидуалистическим и рационалистичным сознанием человек не может в полной мере представить себе самоценность своей жизни как таковой. В ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности человек не в состоянии заметить «разумность» и «промысленность» бытия.
Молодому человеку нашего времени еще трудней принять эти истины, выстраданные великим мыслителем Толстым. Наверное, тяжелей всего пришлось самому писателю. Мы знаем, что он пережил настоящий духовный кризис, выход из которого был в рождении идеи нравственного усовершенствования человека и «опрощения» жизни общества. Эти нравственные постулаты породили в России настоящее религиозное движение, последователи которого считали Льва Николаевича Толстого апостолом последних дней. Многочисленные общины «толстовцев» за рубежом шагнули вместе с нами в 21 -й век.
В старости Толстой отказывается признавать пользу от современных бюрократических институтов общества, государства и даже церкви. В самом начале 20-го века его отлучили от православия, громогласно предав анафеме. Беспощадная критика «цивилизации» и «культуры», всего жизненного уклада современной писателю жизни пронизывает роман «Воскресение». Краткая характеристика губительных устремлений всего человечества, данная Толстым в повести «Крейцерова соната», актуальна до сих пор: мир «высокой моды», шоу-бизнес с индустрией развлечений, производство парфюмерии и косметики — все это вместе взятое уводит человечество в пропасть гибельного потребления. Чем быстрей нарастают темпы производства, «рейтинг продаж», тем безвозвратней мы истощаем планету, тем самым подписывая приговор всему человеческому существованию во Вселенной.
Темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения Лев Толстой уделяет много внимания в поздних повестях «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат». «Апостол новой веры» проповедует принцип непротивления злу насилием в публицистических сочинениях «Исповедь» и «В чем моя вера?», где развивает собственную версию христианского учения о всеобщей любви, за что в первую очередь он был сочтен еретиком и отлучен от церкви. «Новоапостольские» устремления не покинули писателя до самой смерти. Откликаясь на неведомый нам зов, он тайком уходит в «мир» и умирает от скоротечного воспаления легких на ближней станции Астапово, чтобы духовно возродить мир, погрязший в грехе человеконенавистничества.