Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Большие темы маленьких рассказов А.П. Чехова 2

Сочинение на тему «Большие темы маленьких рассказов А.П. Чехова 2»

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
А. П. Чехов
Помню, как однажды, не так давно, около года назад, мне дали задание по литературе: написать доклад по рассказам А. П. Чехова. Я и не могла подумать тогда, что так им заинтересуюсь. Нельзя сказать, что я не любила Чехова, но все-таки, наверное, предпочитала стихи. А потому отнеслась к этому заданию, откровенно говоря, без должного внимания. Сначала я восприняла его как одну из тех обычных домашних работ, при выполнении которых думаешь о том, чтобы поскорее написать. Но задание оказалось не таким уж легким. К счастью, книгу с произведениями Чехова я нашла в домашней библиотеке. Она у нас довольно большая, и иногда приходится потрудиться, чтобы найти нужный томик. Открыв его, я впервые усомнилась в своих силах. Рассказы были коротенькие, но, поскольку их много, они занимали приличный объем. Стыдно сказать, но, еще не читая сам рассказ, я открыла предисловие, так как списать оттуда казалось самым простым делом. Но не тут-то было. В статье в нескольких словах говорилось о каждом из рассказов, но ничего не было написано о самом авторе. Может быть, именно потому мне так отчетливо запомнилось это задание, что оно заставило меня задуматься и на какое-то время с головой уйти в литературу.
Я читала Чехова. Меня потрясли его рассказы. Сейчас мне хотелось бы остановиться на некоторых из них.
Вот перед нами рассказ «Человек в футляре». Чехов описывает человека, который живет в своем мире жизнью, оторванной от общества, — «футлярной». Учитель Беликов — главный герой повествования — один из тех людей, кто слишком привязан в старому, кто не воспринимает новых идей и взглядов. Его любимая реплика «как бы чего не вышло» ясно говорит о сущности этого человека. Он боится реальной действительности, его пугает любое движение, которое может нарушить спокойное течение жизни «в футляре». И когда Беликов сталкивается с людьми нового поколения, которые претворяют в жизнь планы, идущие вразрез с беликовскими, он пугается, не хочет уступать, но жизнь берет свое.
Рассказ «Человек в футляре» стал первым в цикле о так называемой «футлярной» жизни, тогда как рассказ «Ионыч» — заключительным. Здесь, в этом произведении, раскрыта несколько иная проблема: духовное опустошение человека, вызванное страстью к материальной обеспеченности. Автор рисует страшную картину: болото пошлости засасывает человека, и он не в силах сопротивляться среде, которая постепенно душит его. Главный герой рассказа — Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Поселившись в городе С., он общается с «самыми лучшими» людьми — семьей Туркиных, но, узнав их поближе, понимает, что люди эти заняты лишь собой, своими проблемами. Они оказываются мелкими, пошлыми, ограниченными. Молодой и энергичный Старцев ненавидел обывательщину, но вскоре сам становится таким же низким обывателем, как и другие жители города С. Страсть к обогащению убивает в нем все человеческие чувства: интерес к людям, профессии, даже любовь к Екатерине Туркиной. Так заканчивается процесс разложения характера человека, бывшего когда-то интеллигентом, а впоследствии ставшего простым обывателем. Кому-то рассказы Чехова могут показаться сухими, неинтересными. Но ведь это же совсем не так! Как же человек может не видеть, не понимать весь немалый смысл, который вкладывает автор в несложный, на первый взгляд, сюжет рассказа, в казалось бы обычные поступки героев. Этого может не понять только тот, кто не знает саму Жизненную позицию Чехова, кто никогда не интересовался его биографией. Несмотря на всю сложность автора и как человека и как художника, он всегда ставил такие проблемы, с которыми приходится столкнуться в жизни каждому человеку. Пошлость, нравственное и духовное убожество — вот то, к чему Чехов всегда относился с открытой ненавистью и о чем предпочитал говорить во весь голос. Пошлость для Чехова — это самовлюбленность, отсутствие интереса к другим людям, ложь. И писатель показывает ее нам во всех проявлениях. Я никогда не задумывалась над тем, что Чехову настолько свойственна способность замечать множество деталей, которые порой намного ярче характеризуют образ, чем длинные описания; что Чехов — такой тонкий психолог, проникающий в самые глубины человеческой души. Автор старался донести до читателя хоть и скрытое, но говорящее само за себя отношение к героям и всему происходящему в каждом произведении. Чехов почти всегда ведет повествование от третьего лица, что позволяет ему как бы анализировать поведение действующих лиц. В каждом рассказе Чехов раскрывает свою тему, но все они взаимосвязаны. Чеховские герои может и были когда-то людьми, которые в юности стремились стать лучше, прийти к той стадии развития, когда человек становится личностью. Но, встретив на своем жизненном пути трудности и препятствия, они постепенно отказываются от своих идеалов. Таких людей начинает интересовать совсем другое, человек как бы перерождается, деградирует и далее он уже не живет, а лишь существует, хотя сам и не может объяснить произошедших с ним перемен. И такие герои: пассивные, не желающие что-либо изменить в своей жизни — не могут вызвать одобрения ни у автора, ни у читателя.
И еще один рассказ Чехова произвел на меня большое впечатление. Это «Палата № 6». Больница, описанная здесь, так похожа на Россию со всеми ее устаревшими порядками и устоями, о которых так непримиримо отзывается Чехов. Он всегда решительно отрицал косность, застой и существующий в России уклад.
Творчество А. П. Чехова затрагивает различные жизненные аспекты. Как я уже говорила, его рассказы собсем не велики по объему, но они настолько емки и реалистичны, что не остается никаких сомнений в том, что действительно краткость — сестра таланта.
Тщательно изучив творчество этого поистине великого писателя, я смогла с абсолютной уверенностью причислить себя к поклонникам А. П. Чехова. Изменился мой взгляд не только на его творчество, но и на других авторов. Я стала уделять больше внимания литературе, так как нашла много интересного, неизведанного и прекрасного в нашем богатейшем литературном наследии.
Мой доклад в классе слушали очень внимательно. Он всем понравился, и я получила за него отличную оценку.