А. П. Чехов стал последним из великой когорты русских писателей, которые вышли из разночинной интеллигенции. Идейный тупик разночинцев того времени отразился в творчестве А. П. Чехова. Он не мог указать реальный выход из сложившейся ситуации, однако яростным осуждением существующей в обществе того времени пошлости и умственного застоя писатель подвел черту под целым этапом развития Российской империи. Уже первые произведения А. П. Чехова, которые печатались в популярных юмористических журналах, вовсе не были безвинными шутками. Его юмор был всегда острым и максимально приближался к сатире. Такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и «Хамелеон», высмеивают деспотов и самодуров, а также тех, кто потерял человеческое достоинство, унижаясь перед власть имущими. В этих рассказах наиболее ярко проявилась характерная и для дальнейшего творчества манера развития сюжета, когда всего на нескольких страницах и в неожиданных поворотах повествования в полной мере раскрываются характеры всех действующих лиц того или иного произведения.
На первый взгляд может показаться, что А. П. Чехов в своем творчестве стареется избегать политических вопросов и пишет только о повседневном и маловажном. Однако в этих маленьких рассказах хорошо просматривается боль прогрессивного писателя-гуманиста о замученном и униженном человеке. А за смешным в этих рассказах чаще всего скрывается горькое, а порой и трагическое. Основное внимание в ранних рассказах начинающего писателя уделено теме трудящегося интеллигента, ремесленника, мужика — беззащитного маленького человека, поставленного лицом к лицу к жестокой действительности. На этом фоне может показаться, что поветь «Степь», написанная молодым Чеховым, не укладывается в рамки его творчества, поскольку она находится несколько в стороне от главной темы. Это произведение можно назвать поэтическим гимном могучей силе и красоте родной русской природы: «…в трескотне насекомых, подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей». Однако повесть «Степь» совсем не случайна в творчестве А. П. Чехова. Писатель придавал ей очень большое значение, а могучая красота русской природы стала своеобразным ярким фоном, на котором более четко видна ничтожность людей, которые погружены в мелочные повседневные заботы.
А. П. Чехов обладал необычайно тонким чувством прекрасного, но в реальной жизни его современников было очень мало радости и красоты, а как реалист, писатель не хотел отступать от жизненной правды. Став известным писателем, А. П. Чехов переключает свой гнев и ярость своего творчества против пошлых и сытых угнетателей бедного и обездоленного народа. Для писателя пошлость олицетворяла в себе равнодушие к другим людям, самовлюбленность и самодовольство, ничтожность моральных и духовных ценностей, ложь и равнодушие к окружающим. Причем довольно часто эта пошлость выступала за внешней интеллигентностью его персонажей. Среди писателей того времени А. П. Чехов был самым непримиримым врагом низменных стремлений человека и высмеивал их в самых различных их проявлениях.
А. П. Чехов вошел в историю отечественной и мировой литературы как один из самых талантливых мастеров короткого рассказа. Никто так хорошо не мог использовать выразительные средства русского языка и в нескольких страницах своих рассказов вмещать такое глубокое содержание. Примером необычайного мастерства писателя может служить рассказ «Ионыч». Несмотря на то, что он состоит всего из пяти маленьких глав, его содержание можно приравнять к полноценному роману. При маленьком объеме своих произведений А. П. Чехов придавал большое значение мелким деталям описываемых им событий. Чаще всего они связывались с действиями, воссоздавали обстановку, в которых происходили эти действия, дополняли и без того точные и яркие характеристики действующих лиц. В соседстве друг с другом такие детали, незначительные сами по себе, не связанные между собой непосредственно, приобретают особый глубокий смысл.
Еще одним из излюбленных выразительных средств, используемых А. П. Чеховым, был пейзаж, который писатель всегда тесно связывал с сюжетом произведения. «В пруде сердито, надрываясь, перекликались лягушки, и даже можно было разобрать слова: «И ты такова! И ты такова!» Какой был шум! Казалось, что все твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все, даже сердитые лягушки, дорожили и наслаждались каждой минутой: ведь жизнь дается только один раз!» — это отрывок из повести «В овраге». А. М. Горький об удивительно простой и в то же время красивой форме произведений А. П. Чехова писал так: «Как стилист Чехов недосягаем, и будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов».
Я полностью согласен с этим высказыванием и считаю А. П. Чехова одним из великих русских писателей, внесшим неоценимый вклад не только в отечественную и мировую литературу, но и в развитие русского языка.