Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого заканчивается размолвкой
Николая Ростова и Пьера Безухова. И ссора эта не случайна. Читатель
чувствует, что пути героев расходятся. Николай Ростов выбирает для
себя путь помещика-либерала, Пьер, скорее всего, пойдет в тайные
общества и станет декабристом.
Еще в 60-х годах, в первых вариантах романа, Толстой намечал
сделать героя своего произведения декабристом. Так, им стал Пьер:
«Тем, кто знал Петра Кирилловича Безухова в начале царствования
Александра II в 1850-х годах, когда Петр Кириллович был возвращен
из Сибири белым, как лунь, стариком, трудно бы было вообразить
себе его беззаботным, бестолковым юношей, каким он был в начале
царствования Александра I». Но постепенно герои, времена и план
романа изменились.
Толстой решает показать не впечатления старого Безухова, не
описание восстания на Сенатской площади, не активную работу
тайных обществ, а только зарождение свободолюбивых мыслей,
начальный этап развития декабризма.
Хотя автор уделяет этому важному моменту только последние
главы, но мы видим, что он создает целую цепь событий — испытаний
для своих героев, подготавливая двух из них — а в конце романа
трех — к деятельности декабриста. И эта нить прослеживается с самого
начала романа.
Двадцатилетний Пьер долго, сомневаясь и вновь увлекаясь,
подбирает себе занятие, ищет свое место в жизни, пытается решить
вопрос: кем стать. Пьер не хочет быть ни военным, ни чиновником
или царедворцем на государственной службе. Сам точно не зная своих
склонностей и стремлений, Пьер чувствует в себе силы совершать
нечто иное, большее…
Натура Пьера приятна и симпатична. Он искренен, честен и доверчив.
Обаяние и оригинальность этого образа заключается, по-
моему, в соединении его почти детской наивности и естественности
со смелостью суждений и серьезностью самостоятельных мыслей
и выводов. Среди его бесспорных преимуществ-душевности, чуткого,
верного, «золотого» сердца, как сказал князь Андрей, Толстой
отмечает один недостаток, сильно влияющий на его судьбу. У Пьера
мягкая натура, и это его часто подводит, он легко подчиняется какому-
нибудь чужому влиянию. Искания Пьера проходят через праздную
жизнь «трутней», «золотой молодежи», Элен, князя Василия,
через фальшивую ритуальность масонов.
Мы открываем новые качества в душе Пьера, он переживает
духовное перерождение. Прежде робкий, он отказывается жить вместе
с навязанной ему женщиной, порывает с масонами.
После того, как Пьер оказался свидетелем Бородинского сражения,
у него изменилось отношение к его кумиру — Наполеону. Теперь Пьер
видит в нем воплощение зла и замышляет убийство Бонапарта. И хотя
покушение не удалось, но оно показало готовность Пьера пожертвовать
жизнью ради счастья народов Европы, виновником бедствий
которых, по мнению Пьера, является Наполеон.
В плену Безухов сохраняет стойкость, выдержку, мужество.
Находясь среди народа, он обретает нравственное успокоение. Пьер
демонстрирует свою внутреннюю непобедимость и свободу:
«Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого, меня?
Меня? Меня — мою бессмертную душу». Здесь же, в плену, он
знакомится с Платоном Каратаевым, по выражению Толстого —
«живым сосудом, наполненным чистейшей народной мудростью».
Платон, в глазах Пьера, был олицетворением смирения, покорности,
довольства ничтожно малым — чисто народных качеств. И на фоне
философии Каратаева резко противоположно выделяется дерзкая
непокоренность Пьера.
Пьер не принимает образа мыслей Каратаева, теория «непротивление
злу» в отличие от представителя народа, претит ему. Неудивительно,
что на вопрос Наташи, одобрил бы Каратаев «декабристские мысли
и намерения» Пьера, тот отвечает: «Нет, не одобрил бы».
В конце романа Пьер предстает перед нами только что приехавшим
из Петербурга. У Пьера новый взгляд на вещи — путем ошибок
и страданий он приходит к новому пониманию смысла и назначения
жизни. В кругу родных и друзей он рассказывает, что ожидания
не оправдали надежд народа на реформы в России, которые обещал
проводить в начале царствования Александр I. Пьер говорит, что
дальше так жить нельзя, что все гибнет, в судах воровство, в армии —
одна палка: шагистика, поселения, — мучат народ, просвещение душат.
«Что молодо, честно — то губят!» Пьер считает, что с этим нужно
бороться. Наедине он сообщает друзьям, что многие честные, благородные
люди объединяются в тайные общества «с целью общего
блага и общей безопасности».
Итак, Пьер Безухов вступает в тайное общество, а вернее, по мысли
Толстого, является основателем одного из них. Методом проб и ошибок
Пьер находит себя, духовное формирование завершилось. Теперь
Пьер понимает, что смысл жизни — в служении добру и справедливости.
Через каких-нибудь пять лет он положит свою жизнь
на «алтарь счастья» народа, а именно эту способность и уважал
в своих героях Л. Н. Толстой.