Вы находитесь: Главная страница> Горький Максим> «Бывшие люди» в пьесе Горького «На дне»

Сочинение на тему ««Бывшие люди» в пьесе Горького «На дне»»

Пьеса М.Горького «На дне» стала знамение времени. Она открыто коснулась тех вопросов, которые давно витали в воздухе. В эпоху социальных и нравственных перемен каждый человек пытался ответить на главный вопрос: куда идти и в каком направлении двигаться? Н а первый взгляд ответ на вопросы найти легко. Вперед, как говорили, в светлое будущее. Но действительно ли оно светлое?

А если да, то достойны ли люди дна хотя бы заглянуть туда? И получается, что с каждым новым шагом возникает новый вопрос, ответ на который не всегда легко дать. Вот перед такими неразрешимыми вопросами вставали не только современники, но и герои пьесы Горького. Бывшие люди спустились на самое дно жизни, ниже, наверное, уже некуда. И некоторые из них, кто сам, а кто под воздействием сказов Луки, пытаются подняться с этого дна. Каждый из героев в итоге приходит к своему единственному выходу. Но кто эти «бывшие люди», которых судьба так бессердечно обрекла на донное существование?

Это и творческие люди, и рабочие. Актер является одной из ярких личностей обитателей ночлежки. Как талантливый человек, он играл в «прошлой жизни» разные роли. Он уверен, что самое важное для артиста не образование, а талант. «А талант — это вера в себя, в свою силу…» — говорит он Сатину. И пройдя через своеобразные круги ада, он словно теряет этот ценный дар. Актер никак не может вспомнить стихотворение, что хотел продекламировать.

«Пропил я душу, старик… — с горечью говорит он Луку, — я брат погиб … Веры у меня не было… Кончен я…» Идя по сложному, извилистому и тернистому пути Актер потерял самое ценное — веру в себя и свои силы. А когда этой веры нет, руки сами невольно опускаются. И ты постепенно оказываешься на самом дне жизни. Здесь твое человеческое достоинство окончательно растоптали. И никто из окружающих помочь не хочет, или просто у них нет сил для этого. Горький открывает возможность поверить в себя, вспомнить о своем человеческом достоинстве. Осуществляется это с помощью образа странника Луки.

Именно он смог зажечь а Актере стремление вернуться к нормальной жизни, возможно, и театральной деятельности. И обещает ему Лука выздоровление в лечебнице, а главное, он указывает путь «бывшему человеку» к новой жизни. Однако вера Актера разбивается о действительность. И он заканчивает свой жизненный путь самоубийством. Но все же этот поступок человека, который пытался вырваться с бездуховного дна жизни. Смерть Актера стала, можно сказать, необычным возрождением его, осознание им невозможности дальнейшего существования в ночлежке среди «бывших людей». Влиянию Луки поддается и еще один герой — Васька Пепел.

Можно сказать, что его даже на дне жизнь вполне устраивает. Он ни о чем не сожалеет (как, например, Актер). Наоборот, поведение его больше напоминает поведение хозяина. Он на равных разговаривает с Костылевым, содержателем ночлежки. К понятиям чести и совести он относится как к обычным вещам: «На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести и ни совести…» Но разговор с лукой заставляет его задуматься, что он всего лишь игрушка в руках Василисы. «Мужа она и сама со света сживет, да еще половчее тебя, да» — говорит странник Пеплу. Но разговор их обрывается.

И вроде бы налаженная жизненная позиция дает трещинку. Пепел пытается определиться, что является главным для него в жизни. У «бывшего человека» появляется возможность разорвать этот порочный круг. Но это так же, как и у Актера не получается. Он убивает Костылева, теряет Наташу — дно снова засасывает этого человека. И теперь даже в ночлежке нет ни его комнаты, ни его самого. Дно — ночлежка — отпустило своего «хозяина».

Но следующим местом обитания станет новое дно — тюрьма. И там исковерканные судьбы «бывших людей» «починке» просто не подлежат. «Бывшие люди» — действительно бывшие. Теперь все они лишь близкие существа, объединенные одним — местом проживания. Ни прошлое, ни настоящее не дает им стимула для дальнейшей жизни. Именно «Бывшие люди» могли стать обитателями ночлежки. Они были…

Но дно, как правило, скрыто не только от посторонних, но и от сочувствующих глаз. «Бывшие люди» остались вне общества, оно вычеркнуло таких людей из своих жизненных судеб.