Герои романтических произведений М.Горького служат убедительной иллюстрацией поиска истины и смысла жизни. Каждый из них выбирает свой путь. И при этом каждый считает, что выбрал верный шаг в нужном направлении. Горький как психолог находит ситуации, в которых проявляются врожденные человеческие стремления. В поведении героев Горький чутко улавливает «приступы удручающей, коверкающей душу скуки» и тоски. И герои, следуя своей природной натуре и стихии, пытаются преодолеть эту скуку и тоску жизни. Ведь как может вместиться в рамки хотя бы свободная душа Челкаша, в которую морское дыхание вливает «спокойствие и ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты». Все герои подчиняются лишь одной стихии — своей внутренней. Так, образ Данко становится символом самопожертвования и самой искренней и горячей любви к людям. Так может любить только чистое сердце. И лишь смелый человек становится вожаком для уже отчаявшихся людей: «…и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни». Красивый и смелый Данко единственный понял, что все зря тратят «силы на думу и тоску». Смысл жизни он видит не в покорении судьбе. Ведь не стоит гнуться под каждым ее ударом. «Дружно все пошли за ним — верили в него».
Для отчаявшихся людей Данко пытается приоткрыть истину жизни. Она заключается не в подчинении унынию, скуке, тоске. Она в борьбе с судьбой, с удручающими обстоятельствами. Но люди сначала начали роптать, а потом совсем погубили любящее сердце. Для них смысл жизни оказывается совершенно в другой плоскости — выгода и нажива. Ведь они добились, чего хотели, хотя оставались на этом пути лишь ведомыми. «И вдруг он разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Такая огромная любовь к людям и стала смыслом жизни для Данко. Но даже доказав ее своим самопожертвованием, он не смог уберечь ее от людской осторожности. Люди так и остались суеверными, они до конца и не поверили и не приняли того, что им открыло любящее сердце. В рассказах Горького Данко и Ларра, Рада и Лойко находят свои определения понятий истины и смысла жизни. У одних (Данко и Ларра) это проявляется в основном в отношении к окружающим. У других же (Рада и Лойко) это соотносится со статусом своей личности в этом мире.
В романтических произведениях Горького проявляется стремление рассмотреть внутренний «механизм» человеческих поступков. И видно, что все его герои «одержимы» одной идеей: определить свое место в этом мире. А она оказывается доступна только тем, кто знает, в чем смысл жизни и где искать истину. Несмотря на ошибки героев, писатель утверждает, что смысл жизни во внимании к окружающим людям и в дани благодарности им за все поступки. А истина, в этом случае, так и остается где-то рядом. Она снова и снова не дается героям произведений. Ведь каждого из них ждут печальный конец. Возможно, что от этих романтических персонажей все-таки ускользнула истинность существования, чего они так жадно искали на своем пути.