Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Действие второе (в комедии "Ревизор")

Сочинение на тему «Действие второе (в комедии «Ревизор»)»

Явление I
Во втором действии продолжается создание образа мнимого
ревизора. Длинный монолог Осипа, лежащего на барской кровати
(очень красноречивая деталь), формирует представление зрителя о
Хлестакове, его образе жизни. Но не забудем, что рассуждения Осипа-
это рассуждения слуги, человека ленивого и праздного. Слуги, как
правило, копируют своих хозяев в очень искаженном виде, но по слуге
судят о хозяине. Монолог Осипа раскрывает настоящее положение
дел Хлестакова. Никакой он не ревизор, а просто бедный чиновник
из Петербурга, карточный игрок, спускающий все деньги при первой
же возможности. В гостинице он застрял по причине отсутствия
денег. Рассказ о Хлестакове — полная противоположность тому, что
представили помещики Добчинский и Бобчинский. Зритель знает настоящее
положение дел, но ведь чиновники города не знают — этим
создается эффект комического.
Второй месяц Хлестаков со слугой едут из Петербурга, потому
что, останавливаясь в разных городах, Хлестаков быстро прокутил
деньги, а вновь присланные отцом снова проиграл. Положение у них
отчаянное: денег нет, за комнату, находящуюся под лестницей, платить
нечем, трактирщик еды не дает.

Явления I I — V II
Наконец на сцене появляется тот, о ком в предыдущих действиях
так много говорилось. Сначала страх чиновников создал образ грозного
ревизора, затем Осип дал разоблачительный комментарий к созданному
образу, наконец, автор предоставил слово мнимому ревизору.
Хлестаков в этих сценах саморазоблачается. С Осипом он не
церемонится, а когда остается один, то ничто не мешает ему пожаловаться
на состояние своих дел.
Хлестаков. Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся,
думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит.
Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой.
Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия,
срезывает. Всего каких-нибудь четверть часа посидел — и все
обобрал, (явл. III.)
Это скверно, однако ж, если он совсем ничего не даст есть. Так
хочется, как еще никогда не хотелось. Разве из платья что-нибудь
пустить в оборот? Штаны, что ли, продать? Нет, уж лучше поголодать,
да приехать домой в петербургском костюме. Жаль, что
Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать
домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-
помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади одеть в ливрею.
Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой, что такое?»
А лакей входит (вытягиваясь и представляя лакея): «Иван Александрович
Хлестаков из Петербурга, прикажете принять? (явл.У.)
Автор дает двойственный портрет молодого человека: с одной
стороны, он беден и ничтожен, с другой стороны, в своем воображении
он представляет себя богатым и знаменитым. Эта двойственность
обыгрывается в последующих сценах и создает эффект комического.
Трактирный слуга приносит в номер очень невкусный обед. Привычно
ругаясь и проклиная порядки гостиницы, Хлестаков все же
съедает его-«голод не тетка».
Хозяин трактира передает через слугу свою угрозу пожаловаться
городничему. Городничий в представлении петербургского чиновника-
это та власть, которую ему надо бояться. Еще до настоящей встречи
эти два героя комедии боятся друг друга. Городничий боится Хлестакова,
потому что думает, что это настоящий ревизор, а Хлестаков
боится городничего, потому что думает, что городничий может посадить
его в тюрьму за неуплату долгов.

Явления V I I I -X
У страха глаза велики. Приход городничего поясняется ремаркой:
«Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько
минут один на другого, выпучив глаза».
Диалоги городничего и Хлестакова построены на непонимании
одного другим. Хлестаков уверен в том, что городничий пришел
забрать и сопроводить его в тюрьму, городничий же, движимый
страхом перед «ревизором», выказывает небывалую любезность.
В сценах знакомства городничего с Хлестаковым Гоголь использует
прием комического, построенный на том, что герои ведут диалог, не
слыша друг друга. Хлестаков говорит правду о том, что у него нет
денег и ему нечем заплатить за гостиницу, а городничий усматривает
в этом ловкий прием отвода глаз от ревизорской миссии. Непонимание
длилось достаточно долго, пока городничий не воспользовался
магическим приемом — дал взятку.
Г о р о д н и ч и й (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть
и не трудитесь считать.
Х л е с т а к о в (принимая деньги). Покорнейше благодарю. Я вам
тотчас пришлю их из деревни…у меня это вдруг… Я вижу, вы благородный
человек. Теперь другое дело.
Городничий^ сторону).Ну слава Богу! Деньги взял. Дело, кажется,
теперь пойдет налад. Ятаки ему вместо двухсот четыреста ввернул.
После дачи взятки городничий почувствовал большое облегчение:
если ревизора можно купить за деньги, то бояться нечего.
С появлением Хлестакова действие приходит в движение, именно
с этим героем связана главная мысль обличительной сатирической
комедии — разоблачение мира чиновников, построенного на законе
купли-продажи чести и достоинства человека.