Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Драматургия А.П. Чехова: шаг в XX век (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» )

Сочинение на тему «Драматургия А.П. Чехова: шаг в XX век (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» )»

В чем своеобразие драматургии Чехова? Почему его называют новатором? Дело в том, что в своих пьесах он отказывается от ранее существовавших правил, канонов и пытается приблизиться к реальной жизни. Этим и объясняется простота сюжета, невыявленность действия его драматургических произведений.
В пьесах Чехова главное событие может отойти на задний план. Так, в «Вишневом саде» важнейшее, что происходит, — продажа сада. Но она остается «за кадром». Действие комедии — это ожидание. Ожидание момента, когда решится судьба и сада, и его хозяев. Нет здесь и единой интриги. Каждый из героев живет своей жизнью, занятый собственными проблемами, надеждами и мечтами.
Трудно найти в пьесах Чехова и главных персонажей. На первый план выходит то один, то другой герой драмы.
Даже те, кому явно отведена второстепенная роль, вдруг оказываются в центре внимания автора. В «Вишневом саде», например, Шарлотта, не имеющая никакого отношения к сюжету, подробно рассказывает о себе.
Драматургия Чехова характеризуется и тем, что почти невозможно определить характеры героев. Французский исследователь Ж. Л. Барро писал о персонажах «Вишневого сада»: «Ни одного стандартного героя — у всех сложные характеры, в каждом бьется живое сердце». Действительно, что сказать о них? Лопахин — варвар и хищник, но он способен быть благодарным, по-своему добр и даже застенчив. Раневская — ничтожество и эгоистка, но она тонко чувствует поэзию и способна к глубоким чувствам. Петя Трофимов — одновременно благородный мечтатель и нелепый болтун… А ведь и в жизни не бывает людей, нарисованных одной краской.
Удивительно достоверны чеховские диалоги. У его предшественников-драматургов герои, общаясь между собой, всегда говорили так, чтобы публике было удобно воспринимать их реплики, следить за нитью беседы. Чехов об этом не заботится вовсе. Потому и роняют его персонажи реплики без ответа.
«Любовь Андреевна: Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькая… теперь я как маленькая… А Варя-то по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала…
Гаев: Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?
Шарлотта: Моя собака и орехи кушает».
Нередко именно так мы общаемся в жизни — не слыша и не понимая друг друга. Чехов остро ощущал трагедию наступающего XX века — трагедию отчуждения.
Вишневый сад — символ прошлого. С его гибелью кончается старая и начинается новая, полная надежд и тревог жизнь. Частью этой новой жизни, воплощением нового искусства была и драматургия Чехова.