Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Два женских характера в романе Л. Толстого "Война и мир": Наташа и Соня

Сочинение на тему «Два женских характера в романе Л. Толстого «Война и мир»: Наташа и Соня»

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — самое грандиозное произведение мировой литературы, повествующее о знаменательных событиях в истории России, о важных сторонах народной жизни, о взглядах, идеалах и нравах различных слоев общества. Он воскрешает целый исторический век, отражая человеческие судьбы и судьбы народов. Герои романа находятся в круговороте великих событий, где истинная ценность каждого определяется степенью его участия, личной ответственностью за все происходящее.

Писателя интересовал путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу, критерием которого является добро, бескорыстие, душевная ясность и простота. И ближе всего авторскому идеалу соответствует обаятельный женский образ Наташи Ростовой. Наташа ~ любимая героиня Толстого. Автор раскрывает ее характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим ее людям. Она живет так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безу-хов — естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребенком. Любуясь своей героиней, автор ценит в ней простоту, доброту и умение чувствовать красоту и правду.

Мне кажется, Наташа внутренне и внешне чем-то похожа — и это не случайно — на Татьяну Ларину. В ней та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. Для Толстого очень важна эта духовная связь героини с пародом. Органическая связь с народной жизнью, стремление все отдать для блага своего народа выражается и в отношении Наташи к раненым солдатам. Она бросает все свои силы на то, чтобы как-то помочь им. В такие минуты автор восхищается своей героиней.

Духовная красота Наташи проявляется и в отношении к родной природе. Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья. Но она умеет не только сама быть счастливой, но и делает счастливыми других, являясь для них чем-то вроде ангела-хранителя. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, сама того не замечая, делает их лучше, добрее.

Автор не считает свою героиню умной, расчетливой, приспособленной к жизни. Но ее простота, одухотворенность побеждают ум, ученость и хорошие манеры. Наташа привлекает даже малознакомых людей. В отличие от «блестящей красавицы» Элен, она не поражает красотой внешней, и, тем не менее, она истинно прекрасна, потому что прекрасна ее душа, ее внутренний мир. Этим Наташа и очаровывает Андрея Болконского, знакомство с которым становится новой точкой отсчета в ее жизни. В ней зарождается настоящее, большое чувство — любовь. Потребность и способность любить всегда жили в Наташе. Вся ее сущность — это любовь. Но любовь к отцу и матери, к Николаю и Соне, даже ее «детская» любовь к Борису отличаются от того нового и глубокого чувства, которое вспыхивает в ней, делая ее еще более прекрасной.

Но Толстой не только восхищается благородными поступками, внешностью и внутренним миром своей героини, но и понимает ее в те минуты жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Ведь это неизбежно в таком возрасте, в период становления характера, формирования личности. Наташа вовсе не из злого умысла решается бежать с пустословом, гулякой Ана-толем Курагиным. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя даже и тогда не перестает любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остается верна Болконскому до конца его жизни.

И, наконец, Наташа находит смысл жизни. Всю себя, всю свою душу, до самого потаенного уголка, она отдает Пьеру. Семья — вот обоюдное и добровольное рабство, когда ты любишь и любима. В семье она обретает долгожданный покой и счастье.

Нельзя не сказать еще об одном женском образе романа — Соне. Мы замечаем, как на протяжении всего повествования автор постоянно и настойчиво проводит сравнение двух героинь. Наташа — живая, непосредственная, жизнелюбивая, порой даже своевольная. Соия же похожа на безобидное и беззащитное животное, недаром Толстой сравнивает ее с котенком, который впоследствии станет прелестной кошечкой. Это выражается в плавности, мягкости, гибкости ее движений, в некоторой хитрости и сдержанности манер.

Соне недоступны те «вершины чувства», которыми обладает Наташа, ей не хватает восторженности и естественности. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Именно Соня препятствует бегству Наташи с Анатолем. Но симпатии автора в этот момент не на ее стороне, он сочувствует не благоразумной и рассудительной Соне, а «преступной» Наташе. Любимая героиня Толстого переживает свой поступок с такой силой стыда и отчаяния, что становится выше добродетельной Сони, с ее расчетливостью и ложной самоотверженностью.

Правда, и Соне автор дарит радостные моменты жизни, но это всего лишь мгновения. Она любит Николая Ростова, и он поначалу отвечает ей взаимностью. Все ее лучшие, заветные воспоминания связаны с ним: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй. Но в семье Ростовых понимают, что их брак невозможен. Соне не хватает той воли и тех душевных сил, которые естЬ у Наташи, чтобы бороться за свою любовь Соня пишет Николаю письмо, в котором дает ему полную свободу, хотя в глубине души, конечно же, не желает отказываться от него, несмотря на просьбы графини. Она как бы делает уступку, надеясь на то, что Андрей Болконский выздоровеет и они с Наташей поженятся. А это означает, что брак Николая и княжны Марьи станет невозможен, так как в этом случае они будут считаться родственниками. 11о вся беда в том, что сам Николай уже не любит Соню, а думает только о княжне Марье.

Надежды героини не оправдываются: князь Андрей умирает, и Николай Ростов связывает свою судьбу с Марьей. А Соне остается только тихо и безропотно любить того, от кого она пе в силах отказаться. И после женитьбы Николая бедная девушка пе перестает думать о нем.

Соня, конечно же, не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это скорее ее беда, нежели вина. Она — пустоцвет. Жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали ее душе раскрыться в полной мере.

В произведении Толстого мир героев предстает перед нами во всей своей многогранности. Здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Женские образы романа лишь подтверждают это. Вместе со своими героинями писатель открывает смысл и правду жизни, ищет путь к счастью и любви.