Вы находитесь: Главная страница> Горький Максим> Две эмиграции М. Горького на поворотах истории (по произведениям М. Горького)

Сочинение на тему «Две эмиграции М. Горького на поворотах истории (по произведениям М. Горького)»

В произведениях Алексея Максимовича Горького мы не встретим трепетного почитания Бога, с которым борются почти все его герои от Фомы Гордеева до Клима Самгина, но, тем не менее, первый журналистский псевдоним Алексея Максимовича-был «Иегу- диил Хламида». Он звучит, как бурсацкое прозвище. Псевдоним «М. Горький» появился впервые под рассказом «Макар Чудра», посвященным уголовнику и безбожнику. Под этим вымышленным именем в историю всемирной культуры Алексей Пешков вошел как одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-го и 20-го столетий и как родоначальник советской литературы.
Горькая правда об ужасах современного бытия, порожденного распадом векового уклада жизни царской России при вхождении страны в «клуб» великих индустриальных держав, шокировала и вместе с тем очаровывала читателей. Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Я. Н. Толстого, которые заметили в нем писателя нового типа и тепло напутствовали Алексея Максимовича с первых шагов его творчества.
Горький не просто копировал российскую действительность, а под мастерским отображением жизни страны закладывал свою собственную философию «сильного человека», пренебрегающего общепринятой, но «устаревшей» моралью. Его герои совмещали в себе типические черты «литературных характеров» и особого рода «философскую линию», исподволь заложенную автором во имя собственных идеалов, а не ради набившей оскомину интеллигентской «правды жизни». Горький был творцом принципов так называемого социалистического реализма в советской литературе, которая была создана под его непосредственным руководством и управлением. Сам писатель следовал скорей принципам «философского максимализма», что так созвучно его псевдониму.
Взгляды на мораль и общественное устройство у Горького всегда отличались крайним радикализмом, за что его не раз подвергали репрессиям при царском режиме. Царь Николай Второй даже лично воспрепятствовал избранию Горького почетным академиком по разряду изящной словесности. Горький, вращавшийся в кругах крупнейших предпринимателей России и сам обладавший к тому времени растущим состоянием, организовывал серьезную финансовую поддержку первой русской революции 1905 года и даже вступил в партию большевиков-ленинцев. Более радикальной партии на то время не было в России, если не брать в расчет крайних анархистов.
Радикальное неприятие любого пути общественного развития, кроме непримиримого отрицания русского традиционного уклада жизни, ярче всего выразилось в горьковской пьесе «На дне», которая имела сенсационный успех в России и Германии, то есть в странах с быстро растущим социал-радикальным политическим движением. После поражения первой русской революции Горький эмигрировал в Италию. В этот период творчества еще ярче вспыхивает увлечение писателя политической борьбой и идеями социализма. Он пишет роман «Мать», начинает обличительную автобиографическую трилогию и оформляет столь же яркий и непримиримый цикл рассказов «По Руси». Вернулся в Россию писатель в 1913 году по амнистии, дарованной политическими преступником в честь трехсотлетия царствующего дома Романовых.
Первая мировая война вызвало в душе писателя обоснованные опасения, что своим радикализмом в литературе и общественной жизни он явно способствовал накалу политических страстей, приведших в конце концов к всеобщему ожесточению и невиданному по масштабам человекоубийству на «войне индустрий».
Большевистская революция подтвердила опасения Горького. В ней он увидел смертельную угрозу не только ненавистной старой русской культуре, а культуре вообще. За революцией он предвидел полное одичание страны: революция сметала даже культ «сверхчеловека» и стригла всех под одну гребенку, лишая права на личную собственность. В цикле статей под названием «Несвоевременные мысли» он обвинил Ленина в узурпации власти, тюремной уравниловке и кровавом терроре. При этом нанес ряд прямых личных оскорблений Ленину («пышные кудри господина Ульянова» и тому подобное) и назвал русский народ органически жестоким. Однако сам приход большевиков к власти над «звериным» народом Горький посчитал закономерным, как бы логическим выводом из истории России. Но национализация банковской деятельности нанесла урон личному финансовому состоянию писателя, которое он заработал на удачных издательских «проектах», как теперь у нас говорят. Казнь Николая Гумилева, репрессии против других деятелей культуры и высылка лучших умов («сверхлюдей») из России стали одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 год Горький жил в Италии, куда якобы Ленин отправил Горького «лечиться». Писатель в самом деле страдал туберкулезом, но этот период можно с полным правом рассматривать как вынужденную эмиграцию. Меж тем победа Советской России над иностранной интервенцией, международное признание «красной» Москвы и крепнущие позиции социализма заставили Горького во второй раз пересмотреть свои взгляды: в Стране Советов осуществлялись самые смелые идеи молодого Горького, рождался советский человек, похожий на «сильного человека без предубеждений», о котором грезил в молодости писатель.
В 1928 году Горький с триумфом вернулся на родину и увидел воплощение своей мечты о приходе «сильного человека» к власти. Писатель руководил созданием книги о Беломорканале им. Сталина. В 1934 году Горький возглавил Союз писателей СССР, созданный по собственному замыслу и по одобрению «лучшего друга писателей». Последний поворот в мировоззрении великого писателя замкнул круг — Горький оказался во главе «сильных людей» с «новой моралью», на которой должна была построиться «советская литература», исповедовавшая принципы социалистического реализма, созданного им самим.