Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Две семьи Пьера Безухова

Сочинение на тему «Две семьи Пьера Безухова»

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой со всей мощью своего
таланта воплотил «мысль народную» и «мысль семейную», которые
неразрывно связаны в его художественной философии. Как подсчитали
литературоведы, в толстовском романе — эпопее действует
более шестисот героев, и все они изображены автором как живые
люди: они влюбляются, женятся, радуются, страдают… Целый мир
сложных чувств и человеческих взаимоотношений встает перед нами
на страницах этого произведения. Со своими любимыми героями
Толстой не расстается до последних страниц эпилога и сложными
путями, через ошибки, разочарования и обманутые надежды, ведет
их к семейному счастью. Один из таких героев, обретающих в финале
свое непростое счастье, — Пьер Безухов.
Став наследником огромного состояния умершего отца, Пьер из
бедного, смешного, никому не интересного молодого человека превратился
в завидного жениха. Он доверчив, не умеет противостоять
светским интригам и коварству и быстро попадает в брачные «сети»
опытного расчетливого князя Василия. Сцена «сватовства» Пьера
изображена в комическом духе, так как сватовства, по сути, и не было:
Безухова поздравляют с предложением, которого он не делал. Однако
взаимоотношения Пьера с женой складываются драматически и едва
не приводят к трагическому финалу: Пьер стреляется на дуэли
с Долоховым, любовником жены, и чудом не погибает сам и не становится
убийцей. Ему удается развестись с Элен, оставив ей большую
часть своего состояния.
По мысли Толстого, брак, не освященный любовью, не может
быть счастливым. Ведь Пьера в его будущей жене привлекала только
красота, а со стороны Элен был только голый расчет. После того,
как Элен перестала быть женой Безухова, автор теряет интерес к этой
героине. Он переводит ее в разряд третьестепенных героинь романа
и о ее смерти сообщает вскользь, как о незначительном факте. В образе
этой красавицы Толстой сосредоточил все пороки ненавистного ему
светского общества: бездушие, лживость, тщеславность, внутреннюю
бессодержательность. «Подлая порода», — говорит Безухов
о семье Курагиных, которые по замыслу автора сконцентрировали
в себе все пороки светского общества. Толстой не награждает семейным
счастьем героев такого типа.
Став свободным от Элен, Пьер скептически относится к возможности
для себя семейного счастья. Однако встретив повзрослевшую
Наташу Ростову, он чувствует, как лед тает в его душе. Любовь к Ростовой
становится его мучительной тайной, так как он узнает о ее
предназначенности другому. Пьер опекает Наташу, любуется ею, но даже
и не мечтает о счастье. Наташа Ростова — любимая героиня Толстого,
полная противоположность Элен. Можно сказать, что в этом образе
Толстым воплощен идеал женщины, смысл жизни которой, кстати, писатель
видел прежде всего в семье, в исполнении роли жены и матери.
Пьер и Наташа идут к своему счастью непростым путем: у обоих
позади тяжелый груз воспоминаний, ошибок, погубленных надежд.
Однако их брак «обречен на счастье, потому что оба они открыты
новому чувству и способны на настоящую любовь. Герои вознаграждены
автором за их душевную красоту и человеческую стойкость.
Награда — счастливая семья, дети, полное взаимопонимание. И первый
брак Пьера, и любовь Наташи к Болконскому не были настоящей любовью,
потому что в них не было сознательного выбора. Было подчинение
обстоятельствам, очарование красотой, желание любить —
а на такой хрупкой основе, по мысли Толстого, невозможно построить
настоящую семью.
В эпилоге мы видим счастливую картину: Пьер и Наташа дома, в кругу
родных. Толстой изображает вторую семью Безухова не в романтических
красках, а со всей трезвостью подлинного реалиста: Пьер «под
каблуком» у жены, в которой мы с трудом узнаем прежнюю тоненькую
очаровательную шалунью. Тем не менее перед нами счастливая семья,
так как в ней царят гармония, взаимопонимание и взаимная любовь.