Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Две семьи Пьера Безухова

Сочинение на тему «Две семьи Пьера Безухова»

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Именно поэтому автор не дает Пьеру успокоиться; тот все время находится в нравственном поиске, пытается найти свое место в этом мире, пусть порою ошибаясь, страдая и мучаясь. Немалую роль в духовном развитии Пьера играют семейные ценности. Он, как человек, склонный к любви и способный любить глубоко и беззаветно, стремится к тому, чтобы найти успокоение в семье. Но, будучи также человеком, зависимым от мнения окружающих и легко внушаемым, он поначалу сам не умеет понять, что же ему надо. В этот момент и начинается его роман с Элен Курагиной. Хотя слово «роман» в данном случае не вполне уместно. Пьер просто стал жертвой обстоятельств, или, скорее, общественного мнения и общественной морали. Испытав к Элен минутный интерес как к безусловно красивой и яркой женщине, Пьер принял этот интерес за любовь. Точно так же едва промелькнувшее желание жениться превратилось под давлением окружающих в реальную свадьбу. А ведь Пьер даже в мыслях ни разу не сказал себе «Я люблю Элен» без того, чтобы не поддаться сомнениям. А если человек постоянно, бесконечно сомневается в своих чувствах, значит, он не любит.

Первый брак героя нельзя назвать семейной жизнью в полном смысле этого слова, поскольку у Пьера не было сознательного решения жениться. Вполне естественно, более того — закономерно, что брак с Элен распался, и не столь важно, что явилось тому причиной. Размолвка с Долоховьш и последовавшая затем дуэль были всего лишь подходящим предлогом, приблизившим развязку.

После разрыва с Элен Пьер снова бросается на поиски смысла жизни. Собственно, его существование трудно представить без этих вечных поисков и, как следствие, без жестоких разочарований. Масонство, попытки благотворительности, желание стать солдатом, встреча с Платоном Каратаевым — все это вехи на пути к тому единственному смыслу, к той «пристани», в которой Пьер должен был наконец успокоиться. Этой пристанью стал брак с Наташей Ростовой, который был «обречен» на счастливое долголетие уже хотя бы потому, что Наташа и Пьер — духовно близкие люди. Странно, что сами они так долго шли к пониманию этого, ведь люди с такими родственными душами должны были сразу почувствовать друг друга. Но Толстой прежде заставляет их искать и мучиться. Это позволяет им оценить всю полноту своего выстраданного счастья и понять, что долготерпение всегда вознаграждается.

Пьер не мучился по отношению к Наташе сомнениями: любит ли он ее Или нет. Встретившись с ней после долгой разлуки у княжны Марьи, он понял: да, он любит, и это определило его судьбу раз и навсегда. Он теперь не искал причин, чтобы любить человека, не искал оправданий своим чувствам, он просто любил. В этом и есть главное отличие от его первого брака. Там он пытался анализировать, здесь — нет, поскольку любовь невозможно оправдать, логически осмыслить, она либо есть, либо нет. Третьего не дано.

Последними сценами, где мы встречаемся с уже поженившимися Наташей и Пьером, Толстой утверждает очень важную мысль: семейные ценности превыше всего. Счастье человеческое состоит из простых вещей — семья, дети, дом. Для автора нет способа лучше выразить свою привязанность и любовь к Пьеру, чем наделить его высокой наградой — семьей.