Главными врагами А.П. Чехова были ложь, лицемерие, пошлость, и всю жизнь он, по мере своих сил, старался бороться с пороками. Его протест — в его рассказах, особенно в более поздних, написанных в последние годы жизни. Ярким примером этого может служить рассказ «Палата № 6». Он написан под впечатлениями, полученными от посещения острова-тюрьмы Сахалина. Общество, в котором есть люди, думающие не так, как все, не может такого терпеть, и в конце концов такие неугодные люди оказываются в сумасшедшем доме. В сущности, это было даже не лечебное заведение, а тюрьма. Понять людей, находящихся в сумасшедшем доме, невозможно, но находится такой человек, который смог все понять, да поздно, только лишь после того, как сам очутился в этой тюрьме. По выражению современника Чехова, писателя Лескова, «в палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это Россия…».
Не менее ярким является рассказ «Человек в футляре». В образе учителя Беликова Чехов высмеивает тех людей, для которых ясны только циркулярные и газетные статьи, где запрещалось что-нибудь, людей, старавшихся отгородиться от всех. Он боится всего и своим страхом держит в страхе и окружающих. Вечным спутником беликовской жизни являются его страх и его слова: «Как бы чего не вышло». Под влиянием Беликова плодится пособничество всему подлому, замирает все живое, доброе, честное. Беликовщина — типичное явление общественной жизни России 80—90-х годов XIX века и характерная черта рабской психологии вообще. В образе Беликова Чехов выступил против самодержавного строя, насаждавшего в обществе раболепие, фискальство.
Незадолго до своей смерти Чехов закончил пьесу «Вишневый сад». В.И. Немирович-Данченко увидел в пьесе «тяжелую драму русской жизни». Мы знакомимся с разными героями пьесы. Вот перед нами образы Раневской и Гаева, живущих сегодняшним днем, образ Пети — вечного студента, Лопахина — преуспевающего коммерсанта, поистине сложного человека. Каждому из героев присущи свои мысли, свойственные людям своего времени. Для Раневской и Гаева вишневый сад — это воспоминание о детстве, семье, благополучии, предмет гордости. Лопахин ценит не только сам сад, сколько великолепное имение, заманчивое место для вложения капитала и энергии предпринимателя.- Ане кажется, что ее любимый сад неотвратимо уходит в прошлое, а с ним и вся «старая жизнь». Такие мысли у героини появились, конечно, не без влияния Пети, который видит в этом саду одни только тени прошлого, его точка зрения: вырваться за пределы сада- имения. Образ вишневого сада движется, меняется на протяжении пьесы, он наполняется новым значением в процессе жизни пьесы, в сознании читателя и зрителя. Но как бы мы на это ни смотрели, вишневый сад уходит в прошлое, а вместе с ним уходит и прошлая жизнь.
До последней минуты своей жизни А. Чехов был верен своим идеалам. Даже когда до смерти оставалось всего несколько часов, Чехов писал свой очередной рассказ.