Николай Васильевич Гоголь — один из величайших русских писателей. Его творчество стало одной из самых значительных вех в развитии литературы XIX века. Своеобразное видение Гоголем окружающего мира, сатирическое, порой фантастическое, гротескное, будто отраженное в кривом зеркале, позволило с неожиданной стороны посмотреть на процессы, происходящие в обществе, по-новому оценить многие явления жизни,увидеть то,что до Гоголя ускользало от внимания людей. Одним из важных элементов творчества писателя является фантастика.
В литературе гоголевского периода, особенно в романтической, фантастика вообще занимала немалое место. Романтики высоко ценили познавательные возможности фантастики, силу ее воздействия на читателя. Их произведения были полны тайн, чудес и странностей, прежде всего, это можно отнести к творчеству Гофмана, оказавшего серьезное влияние на мировоззрение Гоголя. Не менее важна была фантастика и в реалистической литературе, в частности в произведениях Н. В. Гоголя. Прежде всего, надо заметить, что в творчестве Гоголя нет «доброй» фантастики. В том смысле, что нет доброго носителя фантастического — все- то у него ведьмы, колдуны, черти и т.п. Во всем немалом наследии писателя мы найдем только незлую русалочку из «Майской ночи», все же остальные существа явно несут на себе печать чертовщины. Это связано в первую очередь с гоголевским мировоззрением — Гоголь был, может быть, самым мистическим писателем в русской литературе. Любая деталь «тварного» мира была для него отражением запредельной битвы Добра и Зла. И если выражением Добра в этом мире становился естественный ход событий, то воплощением Зла — все то, что этот естественный ход нарушает, а, следовательно, и фантастика. Естественное — это Добро, тогда как сверхъестественное — Зло.
Повести цикла объединены наличием в них ирреального, фантастического, сверхъестественного. Это и сон художника Пискарева в «Невском проспекте», и чудовищный портрет старика в «Портрете», и странное происшествие в «Носе», и безумный мир Поприщина в «Записках сумасшедшего», и месть Акакия Акакиевича после собственной смерти в «Шинели». Именно благодаря фантастике петербургские повести перестают быть лишь сводом забавных случаев, анекдотов, открывая сложный мир идейных построений писателя. Основная тема творчества Гоголя — вопрос о человеческой душе. Именно этот вопрос лежит в основе и «Петербургских повестей». На одном полюсе гоголевского Петербурга — суетный, материальный мир, мир денег и страстей, на другом — мир насыщенной духовной жизни. Это касается не только художника Чарткова, чья страсть к деньгам повлекла за собой его гибель, но и Акакия Акакиевича, чья привязанность к мертвой вещи — шинели — также становится причиной смерти.
Фантастику в Петербургских повестях можно рассматривать и как тему двойничества, ставшего результатом потери духовной цельности человека. В одном случае такая ситуация становится трагедией («Записки сумасшедшего»), в другом — фарсом («Нос»), Двойничество просматривается и в других повестях цикла: Пирогов как опошленный двойник художника Пискарева, портрет старика как двойник Чарткова, Нос — двойник майора Ковалева, Поприщин здоровый и Поприщин, считающий, что он король испанский, Акакий Акакиевич, мстящий за себя после собственной смерти — вот еще один двойник из «Шинели». Двойник в любом случае — зло, это своего рода «отражение» человека в потустороннем мире, мире мертвых. А оттого разрушительная сущность двойника неизменна, меняется только его облик. Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» зло воплощалось в черте, ведьме, колдуне, то теперь, в петербургской реальности, оно оказывается в канцеляриях, департаментах, гостиных, на Невском проспекте, т.е. становится более ощутимым, постоянно воплощаясь в «ужасную действительность».