Вы находитесь: Главная страница> Сочинения по зарубежной литературе> Фантастический сюжет романов Герберта Уэллса

Сочинение на тему «Фантастический сюжет романов Герберта Уэллса»

После Жюля Верна наибольшим успехом пользовались фантастические произведения Герберта Уэллса. Английский писатель словно предчувствовал предстоящую ломку общепринятых научных доктрин и крушение старых общественных порядков. Его лучшие романы вышли в свет еще до появления теории относительности Эйнштейна, но в них уже были намечены новые идеи, противоречащие сложившимся представлениям о мироздании. Казалось бы, что общего могла иметь с наукой сверхфантастическая идея «машины времени»?
Но в действительности замысел этого нашумевшего романа родился не без влияния гипотез, выдвинутых в конце прошлого века теоретической физикой и механикой. Известный австрийский физик Л. Больцман пытался доказать математическим путем, что во вселенной есть области, где время движется в направлении, обратном нашему, а крупный американский астроном Саймон Ньюком высказал предположение о возможности создания геометрии четырех измерений, понимая под «четвертым измерением» время, как особый вид пространства. На Саймона Ньюкома, между прочим, и ссылается уэллсовский Путешественник по Времени. Отсюда видно, что релятивистские идеи, пронизывающие фантастику Уэллса, в какую бы они не облекались химерическую форму, нельзя считать «чистыми» измышлениями автора.
Творческий метод Уэллса заметно отличается от жюль-верновского. Мы уже приводили высказывания того и другого по этому поводу. Уэллс переносит акцент с технической научной фантастики на социальную, с повествования приключенческого на психологическое, В его философско-утопических романах фантастический сюжет служит преимущественно для раскрытия социально-сатирического замысла. При этом невероятность фантастической гипотезы Уэллс всякий раз старается заслонить обилием реалистических бытовых деталей. Б предисловии к американскому изданию своих сочинений он прямо об этом говорит: «Как только магический фокус проделан, нужно все прочее показать правдоподобно и обыденно. Надеяться нужно не на силу логических доводов, а на иллюзию, создаваемую искусством». Писателя больше заботит психологическое правдоподобие, чем научное обоснование фантастической гипотезы.
Противоречия капиталистического общества предстают в творчестве Уэллса в уродливо обнаженном виде. Резкие сатирические обличения кошмарной диктатуры империалистов-самая сильная сторона его произведений. В этом смысле Уэллс пошел значительно дальше Жюля Верна, определив основное направление социальной и научной фантастики XX века.
Фантастика Жюля Верна — количественная гипербола тех средств и возможностей, которые инженерная наука открывала в его время перед энергетикой, транспортом и химической технологией. Действительность науки опережает мечту Жюля Верна. Но его книги продолжают жить. Его восприемниками являются люди с чистыми намерениями и добрыми целями. В 1953-1956 годах, когда во всем мире заново пробудился интерес к великому фантасту, критики многих стран, не сговариваясь друг с другом и не влияя друг на друга (юбилейные статьи и книги появлялись одновременно), обнаружили удивительное единодушие в понимании исторического значения его творчества, и в оценке «Необыкновенных путешествий».
В 1954 году во французской передовой печати разгорелась дискуссия о научной фантастике, вызванная: романом Эльзы Триоле «Конь Рыжий или человеческие намерения». Дискуссия проходила под девизом: «Нотте» (Жюль Верн применительно к человеку) . Смысл этого выражения сводится к следующему: научная фантастика должна сделать для нашей эпохи то, что сделал Жюль Верн для XIX века. Центром научного предвидения должна быть не машина, а человек. Нужно показать, каков будет облик человека будущего. Его нужно воспевать с такой же силой, с какой Жюль Верн воспевал будущее науки и техники. Только тогда научно-фантастический роман будет иметь воспитательную ценность и сыграет положительную роль в борьбе народов за счастье человечества.
Объективно оценивая сильные и слабые стороны писателя, французские критики стремятся показать, чем именно он близок и дорог нам сейчас.
«Мыслящее человечество, если захочет, сможет обезоружить тех, кто работает для разрушения. Эта мысль была силой Жюля Верна. Иногда он выражал ее в неясной и туманной форме, но никогда не переставал защищать. Именно эта сторона творчества Жюля Верна повышает его воспитательное значение и делает его актуальным».
Эту глубокую мысль, принадлежащую Марку Сориа-но, развивают и другие критики. «Вера Жюля Верна, его оптимизм, которые приводят к победе справедливости, — пишет Жан Марсенак на страницах «Юманите», — это и наша вера, и наш оптимизм. Но мы не считаем, как он, что все придет само собой. Напротив, события истекших лет только подтвердили прозорливость Жюля Верна, столкнувшего на одной плоскости Штальштадт и Франсевилль, безумцев, сеющих смерть и разрушение, и людей доброй воли, способных одолеть силы зла и установить на нашей Земле вечный мир и социальную справедливость.