Комедия Николая Гоголя «Ревизор» стала совершенно новым словом в драматургии XIX века. Пьеса и сейчас не теряет своей актуальности. Она настолько насыщена событиями и пронизана все нарастающим напряжением, что современный театрал с удовольствием в очередной раз следит за перипетиями «Ревизора». Уже в самом конфликте заложено напряжение: городские власти собираются бороться с ревизором, хотя в идеале этого быть не должно. А после оно только усиливается, прежде всего, от того, что героями движет страх. И городничий, и чиновники боятся, что их нелицеприятные дела будут обнаружены. Им очень не хочется понести заслуженное наказание. С другой стороны, боится и Хлестаков. Он, ничтожный чиновник, выдает себя за столичного ревизора. Страшно подумать, что случится, если его обман откроется! Именно страх с той и другой стороны закручивает интригу, захватывает внимание зрителя. Дальше страсти накаляются. Мы смотрим и думаем: «А как сейчас выйдет из положения наш прохвост?» Сатирические и юмористические ситуации вызывают улыбку, а порой и смех.
Забавно выглядят растерянные чиновники, иронично изображен самозванец, который так увлекается своим враньем, что дух захватывает даже у зрителя. Но постепенно смех перестает быть главным действующим лицом на сцене. Вернее, он превращается в горькую ухмылку. Приходит осознание, что социальный конфликт, описанный Гоголем, по-прежнему существует в обществе. Только сейчас взяточничество, казнокрадство, продвижение по карьерной лестнице не за счет заслуг, а за счет умения льстить вышестоящим, процветает в еще большей мере. Если во времена Гоголя эти пороки считались пороками, и их обличение вызвало широкий общественный резонанс, то в наше время они обрели другое название и даже одобряются большинством населения. С коррупцией борются те, кто даже не стесняется своей ангажированности.
Карьеризм теперь считается благодетелю, а философские проблемы попросту перестали быть актуальными. Впрочем, точно такое же потрясающее влияние на зрителей «Ревизор» оказывал и во времена Гоголя. Именно поэтому смех во время пьесы становится все реже, а напряженное молчание зрительного зала сопровождает действие до самого финала. Немая сцена становится апогеем сюжетного напряжения. Поэтому Гоголь очень подробно описал расположение персонажей, продумал ее энергетику. Немая сцена несет именно такую смысловую нагрузку. Она становится мощным финалом, потрясает зрителя, будит в нем душевные переживания, которые делают личность совершеннее.