Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Галерея «мертвых душ» — русские помещики в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Сочинение на тему «Галерея «мертвых душ» — русские помещики в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»»

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь вырос в помещичьей семье, знал досконально быт и нравы поместного дворянства и крепостных крестьян. Поэтому изображения помещиков в свое произведение он помещает не ради экзотики.
Фигуры Собакевича-медведя средней величины или дубинноголовой Коробочки экзотичны только для нас, никогда не знавших настоящей русской жизни. У Гоголя была наверняка какая-то особая цель в этом показе, иначе великий художник не стал бы браться за перо. Целью могло стать отвращение к крепостному праву, тяготившему который век страну, но за которое мертвой хваткой держались российские крепостники. Сам Гоголь ни словом не обмолвился о проблематике борьбы с отжившим свое и постылым крепостничеством. Он как бы благодушно посмеивается над крепостниками, но в обществе того времени гоголевский смех прозвучал сатанинским хохотом. Собственно говоря, в защиту крепостного права в те годы никто из великих художников и мыслителей открыто не выступал в печати, не считая досужие упражнения «на досуге» самих помещиков и «апологию» крепостничества в газетных статейках. Гоголь же своеобразно — посмеиваясь — подталкивал общественное мнение к реформе, которая отменила крепостное право в 1861-м году. Гоголевский смех, как проливной дождь ранней весной смывает прошлогодний снег, очистил русскую совесть от последних сомнений в целесообразности отмены этого пережитка средневековья.
Помещик Манилов — наверняка один из тех, кто сумеет обосновать в журнале витиеватыми фразами благо для крестьянства, которое якобы несет ему крепостное право. Собакевич будет биться за свои права рабовладельца до конца, до Сибири и каторги. Ноздрев способен сколотить банду заговорщиков-офице- ров, которые могут даже пожелать расправиться с царем-реформатором, как когда-то расправились с Павлом Первым. Но больше всего беды будет с Плюшкиным и Коробочкой, которых издалека и не отличишь друг от друга. Эти въедливые создания будут цепляться за последнюю букву закона, плести самые изощренные интриги, чтобы провалить дело освобождения крестьян от крепостного ига. Поэтому основной целью показа целой галереи столь неприглядных лиц для Гоголя было желание упредить их готовность пожертвовать многим ради сохранения всего. После того, как гоголевские маски помещиков стали для общества юмористическими персонажами, никто из Собакевичей и Маниловых больше не рискнет открыто выказать себя в глазах общества завзятым ретроградом. Если я прав в своих предположениях, то Гоголь с блеском справился с поставленной перед ним же самим задачей.