В законченном виде до нас дошел только первый том поэмы
Н. В. Гоголя «Мертвые души». Это произведение является шедевром
русской литературы и вершиной творчества Гоголя. Однако
среди современников писателя были читатели, не принявшие книгу,
обвинявшие автора в очернении русской жизни. По их мнению, Гоголь
создал какую-то «галерею уродов». Критики поэмы не поняли,
что меткая гоголевская сатира служит высшей цели: исправить российские
и общечеловеческие недостатки. Гоголь мыслил произведение
в трех томах, подобно «Божественной комедии» Данте. В первом
томе писатель изобразил в сгущенном виде все темные стороны
действительности, а в продолжении поэмы собирался указать путь
к идеалу. Гоголь с такой художественной силой и размахом изобразил
отрицательные стороны жизни, что никак не мог создать достойный
«противовес» первому тому. Почувствовав приближение
смерти, писатель уничтожил рукопись второго тома. Почему он это
сделал, остается загадкой. Возможно, Гоголь решил, что «положительное
» продолжение проигрывает перед гениальным началом.
Попробуем выяснить, какие отрицательные явления обличает Гоголь.
Само название отражает идею произведения. Среди героев поэмы
нет ни одного с возвышенной, благородной душой. Чичиков,
помещики, чиновники — все погрязли в мелких эгоистических интересах,
лени, праздности, обжорстве, жадности, глупости. Главным
предметом обличения Гоголя становится всеобщая пошлость. Писатель
широко понимал это явление, подразумевая под ним измельчание,
низость человеческой натуры. Внешне герои поэмы живут,
но души их мертвы.
Символично, что главный герой, Чичиков, занимается скупкой
«мертвых душ», числящихся по переписи живыми. Он хочет мошенническим
образом заложить их в опекунский совет и получить крупную
сумму. Композиция поэмы построена таким образом, что только
в последней главе мы узнаем биографию главного героя. До этого
момента Чичиков и его деятельность остаются для нас загадкой. Мы
видим, что главный герой старательно прячется под маской добропорядочного
помещика и обделывает свои тайные делишки. Чичикову
не откажешь в наблюдательности, хитрости, ловкости, дипломатичности,
но все свои способности он тратит на личное обогащение.
В финале поэмы становится понятно, как сформировался
характер главного героя. Судьба уготовила ему жалкое существование
мелкого чиновника, но Чичиков со школьных лет проявил недюжинные
способности к обогащению. Гоголь рисует безрадостную
картину российского общества, в котором почти невозможно добиться
успеха честным путем. Для Чичикова не существует моральных преград,
он с легкостью нарушает закон и волнуется не о душе, а о том,
чтобы его не поймали. Несколько раз Чичиков терпит поражение
в своих махинациях, но продолжает упорно стремиться к богатству.
Гоголь называет героя «подлецом», но тут же оговаривается: может
быть, правильнее назвать его «приобретателем». Писатель сумел
изобразить нарождающийся в России тип капиталиста, который
добивается успеха собственными усилиями, не брезгуя любыми
жульническими способами.
В отличие от Чичикова, непрерывно колесящего в бричке по
российским дорогам в поисках наживы, помещики пребывают в вековой
неподвижности. Гоголь показывает, что паразитическое существование
убивает в человеке живую душу, создает плодородную почву
для пороков. Писатель использует различные характеристики помещиков:
авторскую, речевую, опосредованную — через описание
интерьера. Гоголь — мастер художественной детали, помогающий
ярко представить себе героя.
Из авторской характеристики Манилова мы узнаем, что это был
человек «так себе, ни то ни се». В первый момент Манилов мог показаться
приятным, но затем бросались в глаза его излишняя слащавость,
безволие, внутренняя пустота. Манилов проводит время
в бесплодных мечтаниях и совершенно не замечает разваливающего
хозяйства, нелепости обстановки в собственном доме, где роскошь
соседствует с запустением. О людях он отзывается не иначе,
как «препочтеннейший» и «прелюбезнейший», хотя абсолютно
равнодушен к ним. Манилова вообще ничто не интересует, он живет
в каком-то блаженном полусне.
Коробочка- гораздо более «приземленный» персонаж. Эта вдова-
помещица вполне отвечает своей фамилии: вся ее жизнь направлена
на мелочное накопительство. Несмотря на необразованность,
она хорошо умеет считать деньги и боится продешевить при продаже
Чичикову «мертвых душ».
Ноздрев во многом напоминает Хлестакова из комедии Гоголя
«Ревизор». Вся его жизнь — непрерывные безумные действия. Помещик,
отец двоих детей, он думает только о развлечениях, катается
по ярмаркам, пьянствует, дебоширит, меняет «шило на мыло», плутует
в картах, бывает переодически бит приятелями, но продолжает
вести себя точно так же. Ноздрев — бессовестный лгун и хвастун, он
готов оклеветать любого, даже самого себя. Когда по городу пошли
нелепые слухи о том, что Чичиков собирается похитить губернаторскую
дочку, Ноздрев наплел целую историю, в которой был главным
действующим лицом. Чичиков еле ноги унес из его дома, забыв
и думать о «мертвых душах».
Собакевич может показаться на первый взгляд хорошим хозяином.
Крестьянские избы в его деревне, господский дом, мебель,
картины — словом, все необыкновенно добротно, прочно, тяжеловесно.
Характеризуя Собакевича, Гоголь неоднократно подчеркивает
его сходство с медведем. Собакевич поименно знает своих крестьян,
нахваливает их способности. Однако Чичиков быстро понимает,
что перед ним «человек-кулак», думающий только о своем прибытке.
Собакевич не стесняется в выражениях: все чиновники у него «мошенники
», «разбойники» и «свиньи». Собакевич погряз в обжорстве.
Гоголь использует прием гиперболы, описывая гигантские порции Собакевича.
Даже Чичиков, при всей его изворотливости, с трудом выторговывает
у Собакевича «мертвые души».
Крайней степени пошлости достиг Плюшкин. Его скупость носит
характер помешательства, он превратился в «прореху на человечестве
». Являясь богатым помещиком, Плюшкин ходит в каком-то тряпье,
скверно питается и морит голодом крепостных. В огромных
сараях и амбарах у него гниют продукты, но Плюшкин, как Коробочка,
боится продешевить и ничего не продает. Плюшкин уже не
столько смешон, сколько страшен: в нем смерть души отчетливо
проступила наружу.
Несмотря на безрадостную картину российской жизни в поэме,
произведение не оставляет ощущение безнадежности. Происходит
это благодаря лирическим отступлениям, в которых звучит искренний,
взволнованный голос самого автора. Гоголь поражается, «до
какой ничтожности, мелочности, гадости» может дойти человек, но
верит в возможность исправления. Поэма завершается грандиозным
«стихотворением в прозе», в котором автор сравнивает Россию с «птицей-
тройкой». От темных сторон действительности читатель обращается
к идеалу.