Сергей Есенин. В самом этом имени присутствуют музыка родных раздолий и красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Сложно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины — основное в его творчестве. Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родному краю. Стихов моих грусть Кормил я резедой и мятой…
С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина: “Родился я с песнями, в травном одеяле…”.
Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, он мог заблуждаться и совершать ошибки. Обозревая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость поэта наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Он не может отказаться от мира привычных образов и представлений, который дорог особенно тем, что в нем жили десятки предшествовавших поколений. Автор любовно поэтизирует приметы родной стороны:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под оклик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации воспринимается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безысходными. В “Письме к деду” он говорит о неоспоримом преимуществе техники “стального коня”. Сердечные пристрастия поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и “безысходном”, и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старую деревню:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям…
В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только могучее средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:
Что же, дайте косу, я вам покажу,
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей молодости, о растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. Есенин ощущает роковую безостановочность времени: “Все пройдет, как с белых яблонь дым”. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически, их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны светлой печали Пушкина.
Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаяния — разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается с его главной темой — темой родины. Автор “Персидских мотивов” убеждается в непрочности счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи — магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, в его творчестве что-то свое, и в этом тайна такого мощного воздействия есенинских стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и о мировом ее значении. Справедливы слова Н. Тихонова: “Есенин — это вечное”.