Высокая гражданственность творчества великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разоблачении того, что попирает свободу человеческой личности, не дает ей созидательно трудиться и жить.
С негодованием говорит Гоголь о бесчеловечном вельможе из “Повести о капитане Копейкине” (“Мертвые души”). Этот холодный равнодушный министр в ответ на просьбу инвалида Отечественной войны 1812 года о выдаче ему пенсии распорядился, чтобы Копейкина выселили из столицы.
Не менее бездушны представители светского общества из повести “Шинель”. Разве не достойны они обличительного слова?! Гоголя как гражданина потрясала мысль, что вещь может быть дороже человеческой жизни, что великодушных поступков становится все меньше и меньше.
Важное место в творчестве Гоголя занимал “маленький человек”. Гоголь, изображая горестную жизнь простых россиян того времени, как бы предъявлял счет виновникам такого положения личности в обществе. Виновниками же были власть имущие люди, которые считали себя вправе не думать о каком-то бедном Башмачкине. Хотя это входит в прямую обязанность государственных людей.
По количеству сарказма и критики, вылитой на головы казнокрадов, подхалимов, взяточников, бюрократов, самодуров, Гоголь, по-моему, остается непревзойденным.
Достаточно вспомнить комедию “Ревизор”, где изображено чиновничество уездного города во главе с городничим, или поэму “Мертвые души”. Оба произведения создают широкую панораму российского общества, погрязшего в пороках, невежестве, в преступлениях против свободы человеческой личности. Вот почему нам так дорог великий писатель-гражданин, не захотевший мириться с печальными явлениями русской жизни того времени.
Не только нравственное уродство, отставание от высших идеалов, сковывавшее русское дворянство, удручало Гоголя. Сама скука паразитирующих, классов вызывала в Гоголе гражданский протест.
Писатель вывел целую галерею помещиков-уродов, показал, до какой степени нищеты и разорения довели своих крестьян эти собакевичи, мани-
ЛОВЫ, ПЛЮШКИНЫ.
Изображая тяжелый, бедный быт крепостных крестьян, Гоголь нещадно критикует их хозяев. Писатель как бы говорит обществу, что нечего удивляться появлению в России дядей Митяев и Миняев, дворовых девочек Палашек, которые не знают даже, где лево, где право, ибо такова жизнь,
“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифорови-чем” развенчивала духовное убожество дворянства. “Скучно на этом свете, господа!” — говорит Гоголь, заканчивая повесть о двух Иванах, запутавшихся в собственных бессмысленных жизнях.
Однако наряду с нравственными уродами в произведениях писателя живут и очень достойные люди. Деспоты не смогли заглушить благородных качеств народа. Мужественных, духовно стойких, отважных и щедрых людей показал писатель в образах Степана Пробки, Абакума Фырова, Максима Телятникова и каретника Михеева. А какую душу не порадуют широтой натуры, благородными устремлениями, огненным темпераментом герои повести “Тарас Бульба”!
Прошлому и печальному настоящему великий писатель противопоставляет великое будущее нашей Родины: “Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…”
Так верить в свой народ и предсказывать его будущее величие мог только великий гражданин России. А его вдохновенный, поэтический образ птицы-тройки, которая несется вперед и перед которой “постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”!
Нам, соотечественникам великого писателя и столь же великого гражданина России, есть у кого поучиться гражданскому чувству. Это обращаясь к нам, в будущее, Гоголь говорил: “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”