В этом произведении дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30х годов прошлого века. Губернский город, В котором властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поясках» Мёртвых душ», Крепостная деревня, столица с её министрами и генералами-таков социальный фон поэм.
Своим содержанием поэма отрицала злой и подлый мир «Мёртвых душ» рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом.
Сюжету » Мёртвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только он переходит от помещиков и чиновников, от болтунов и наглых генералов к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России, резко меняется сам тон авторской речи.
В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое воодушевление.
В поэме «Мёртвые души» автор выступает как патриот, в котором нашла вера в будущее, где не будет никаких Собакевичей Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду в том,что Россия поднимется к величене и славе.
За странным миром помещичьей РоссииГоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъёмом и восхищением говорится о его смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокий смысл имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах.
Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально.Крепостное право тормозило развитие России.Автор в мечтах видел Россию другой.Образ птицы-тройки- это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии.»Мёртвые души» -это инциклопедия жизни крепостной Рси. Белинский писал: » Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность» Что же несут эти дворяне-хозяйство жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей-выдающихся мастеров слова, как Грибоедов , А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь, то чтобы мы знали о жизни русского народа в девятнадцатом веке. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать» тёмные стороны» русского общества.