В драме «Гроза» Александр Николаевич Островский обличает хозяев «темного царства», людей, для которых слова «прогресс», «свобода» представляются чем-то недопустимым и кощунственным. Как же выглядит «темное царство» в пьесе? Самодурство, ханжество, пакостничество, грубость, зло — главные черты «царства». Жестокие, несправедливые нравы существуют в городе Калинове: в купеческих домах, за высокими заборами, за большими замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В пьесе все же присутствуют светлые моменты: это описание волжского пейзажа, исторических уголков города, — но все это прекрасное закрывает черная туча в образе хозяев «темного царства» Дикого и Кабанихи. О характерах Дикого и Кабанихи мы узнаем из слов посторонних людей.
«Дикой — ругатель, ни за что человека может оборвать», — такое мнение о Савеле Прокофьиче у Шапкина. «Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — так характеризует Кабаниху Кулигин. Дикого боятся даже домашние. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите!» Потому что если кто рассердит Дикого, ответит ему грубостью на грубость, то Савел Прокофьич выльет все свое затаенное в душе зло на человека, давшему ему отпор, на домашних. В том-то и дело, что ругается Дикой не со всеми. Стоит ему только натолкнуться на сопротивление, как резко меняется его настроение и тон. Он побаивается своего конторщика Кудряша, который сам слывет за грубияна. Не решается Савел Прокофьич ругаться и с Кабанихой, которая сама может обругать любого.
Из этих примеров можно сделать вывод, что Дикой не ссорится с теми, кто может дать ему отпор, и не важно кто этот человек: гусар, полицейский, конторщик или городничий, — главное , чтобы они были сильны словом и духом. «Укротить» Дикого не так уж «трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении». Беда в том, что сопротивления он почти не встречает. Другой представитель «темного царства» — богатая купчиха Кабанова. Она властная хозяйка дома, привыкшая к беспрекословному повиновению домочадцев. Марфа Игнатьевна доминает своих близких не столько бранью, сколько вечными попреками и жалобами на непочтительность, непослушание. Кабановой все повинуются: Тихон выполняет все ее приказы, Варвара хоть и понимает, что в их доме тягостно жить, все же старается угодить матери, постепенно приспосабливается к морали «темного царства». Катерина убеждает свою свекровь, что не кто не собирается ей перечить. Но Марфа Игнатьевна чем-то всегда недовольна, чего-то она боится, что-то ее страшит.
Кабаниха понимает, что уходят дорогие ее сердцу времена, она чувствует, что рушатся устои «темного царства», его господству приходит конец. Кабанову тревожит нежелание Катерины сносить ее укоры и кланяться. Марфа Игнатьевна видит, что Катерина не похожа на всех остальных, в ней есть что-то свое, индивидуальное. Дикой и Кабаниха — достойные хозяева «темного царства». Но можно быть уверенным, что в скором времени это «царство» разрушится.
А.Н.Островский в своей драме «Гроза» описал не какой-то определенный волжский город, не какие-то конкретные лица, а нравы и быт жителей многих русских городов, типы, когда-либо встретившиеся Островскому, рассказы старожилов, наблюдения над жизнью простых людей, а также купцов, полицейских, городничих. Все это было переработано писателем и превратилось в обобщенные, глубоко типичные картины русской жизни. «Гроза» Островского — э то открытый протест обществу, в котором процветают жестокое крепостничество, самодурство и зло, протест «темному царству», под гнетом которого тускнеют, чахнут человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум.