В трагической драме А.Н.островского «Гроза» освещается острая проблема переворота общественной жизни, произошедшего в 50-х годах 19 века, смены общественных устоев, нравов и традиций. Автор не может быть абсолютно равнодушным и беспристрастным по отношению к данной проблеме, но выразить свою позицию напрямую отказывается отнюдь нелегкой задачей. И прибегает к использованию символики, которая выражается в нарекании героев именами, которые говорят об их характере и сущности. Говорящие имена, употребляемые в «грозе», — это элементы классицистического театра, которые до конца не исчерпали себя и в конце 60-х годов 19 века. С именем Кабановой невольно ассоциируется образ грузной, с несносно тяжелым характером женщины, а прозвище «Кабаниха» насыщает это неприятную картину негативными оттенками. Дикого автор представляет как дикого, безудержного человека. Имя Кулигина имеет не однозначный смысл и значение. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным — механиком-самоучкой.
С другой — «кулига» — это болото. Его имя символизирует болото города Калинова, обитателем которого он является. Также немаловажное значение имеют женские греческие имена. Катерина означает «чистая», и, действительно, на протяжении всей пьесы ее терзает проблема очищения. Противоположный ей образ — это Варвара (варварка) — незамысловатое существо, безнравственная женщина, духовный мир которой скуден, живет она, не задумывается над своими делами. Она полагает и верит в то, что любой грех можно искупить. Именно этот принцип лежит в основе разделения всех персонажей «Грозы».
Одни верят в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания и (или) рады «откупиться» от него. Это Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается). Их незамысловатая философия избавляет их ничтожные, мелочные души от лишних трудностей и страданий, им чужды тяготы и страдания окружающих их людей и вместе с ними окружающего мира. Они закрывают на него глаза, предоставляя себе таким образом свободу. На другой стороне — закостенела сторонница и блюстительница выродившихся законов «Домостроя» Кабаниха. Кулигин с Катериной, подобно всей России находятся на распутье. Душа Катерины наполнена глубокой верой в Бога, но вера эта несколько расходится с христианством: она не верит в прощение.
Она живет по законам «Домостроя» и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон обретает не меньшую важность, чем Бог, и, измена мужу равносильна для нее измене веры, Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее любящее сердце вступает в раздор с ее разумом, что является одним из основных конфликтов пьесы — духовным. Второй конфликт носит социально-семейный характер взаимоотношения невестки и свекрови, невольное положение женщины в купеческой семье. Духовная борьба Катерины выражается ее покаянием и трагической развязкой — гибелью. Позиция автора в пьесе «гроза» выражена достаточно ясно, в ней остается масса спорных моментов и нерешенных вопросов, о она создает определенный фон благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она представляется исправно соблюдающей все обряды и традиции, не права. Итак, в драме раскрываются разные социальные язвы того времени: несвобода женщины в семье, произвол власть имущих, безграмотность обывателей, ханжество, поднимается в пьесе и вопрос веры. Убежала ли Катерина от этих проблем или, убив себя, выступила против них? — каждому читателю и зрителю решать самому.