Чехов был драматургом-новатором. В своих драматических произведениях он отходил от традиций написания классической пьесы. И хотя придерживался внешних канонов, но строил пьесы по-новому. Действие у пего основано на намеках, полутонах, недосказанности. Именно поэтому его драматические произведения до сих пор имеют столь сильное воздействие на читателя или на зрителя.
«Вишневый сад» — творение, о художественном своеобразии которого стоит поговорить. Во-первых, следует заметить, что конфликт пьесы строится не на противостоянии друг другу отдельных людей, а на борьбе жизненных позиций. Особая природа конфликта позволяет обнаружить в пьесе два сюжета — внешний и внутренний. Главным является отнюдь не внешний сюжет — продажа родового имения за долги, — а сюжет внутренний, который Немирович-Данченко называл «подводным течением».
События нанизываются одно на другое, но нет никакого смысла читать пьесу, если не видеть за ними иного, иногда глубоко скрытого смысла. Так, в попытках Лопахина спасти имение единственно доступным ему способом нужно усматривать не только предприимчивость ловкого дельца, но и самим им до конца не осознанное трепетное чувство к Любови Андреевне. И так во всем — недосказанность, которую нужно увидеть, расшифровать, понять.
Внешний сюжет — продажа имения с молотка, — перекликается с внутренним, который можно условно обозначить «время идет». Ход времени — вот основной мотив пьесы, на нем строится все действие. Чехов размышляет о том, что делает с человеком время.
Немаловажная особенность пьесы — это то, что ее герои живут в разном времени. Причем эту фразу можно понимать практически буквально. Именно это мешает действующим лицам пьесы понять и услышать друг друга. Внимательный читатель заметит в пьесе множество моментов, когда герои разговаривают как бы сами с собой, не отвечая на вопросы друг друга. Это все именно оттого, что они, хоть и живут на одном пространстве, но не в одном времени. Так, Раневская, Гаев, старый Фирс принадлежат прошлому. Они мало обращают внимания на реальность, поскольку их реальность сосредоточена в давно ушедшей молодости. Поэтому-то Гаев и Раневская с такой ностальгией вспоминают времена своей юности. Это, пожалуй, единственное, что для них имеет ценность. Петя Трофимов и Аня устремлены в будущее. Их мало волнуют проблемы старшего поколения. Как это свойственно всем молодым, они с легкостью говорят о том, что нужно уничтожать старое, чтобы насаждать новое. Пусть это — всего лишь призывы, но именно они мешают молодым понять предыдущее поколение.
И только Лопахип — человек настоящего. Он твердо стоит на земле. Он живет вовсе не мечтами и воспоминаниями. Он единственный из всех героев пьесы чувствует ход времени и стремится не упустить драгоценные мгновения. Конечно, жаль, что его попытки помочь Раневской бесплодны. Вся проблема заключается только в одном: он живет в ином временном измерении, чем остальные персонажи. Таким образом, время становится в пьесе еще одним действующим лицом.
Немаловажная особенность пьесы — ее действующие лица. Как уже было сказано, время — также персонаж пьесы. Но есть и еще один неодушевленный персонаж. Вишневый сад. В этом образе слито минутное и вечное. Он прекрасен, но при этом может высвечивать не всегда лицеприятные черты характера героев. Он может показать, как груб бывает человек, когда предстает в образе Лопахина с топором, или как нелеп — в образе ломающей руки Раневской. Сад — самый красивый, самый благородный персонаж пьесы, хранящий в себе безмолвную иронию по отношению ко всем остальным действующим лицам.
Интересны и остальные персонажи пьесы. Но, поскольку речь идет о художественном своеобразии произведения, стоит упомянуть лишь о нетрадиционных, нехарактерных деталях. Так, например, в пьесе на равных правах с остальными персонажами действуют лица, вообще ни разу не появляющиеся на сцене! Это ярославская родственница, «парижский любовник» Раневской, Дашенька, дочь Симеонова-Пищика. Они также играют немаловажную роль в построении сюжета.
Нужно отметить и еще один интересный момент: у главных героев пьесы есть «двойники». Так, Раневскую повторяет Шарлотта Ивановна, а Гаева — Епиходов. Они пародируют главных персонажей, заставляя смеяться над ними, над их сентиментальностью и аристократическими замашками. Но раз мы смеемся, значит, «Вишневый сад» комедия? Чехов утверждал, что да. Но часто постановщики трактовали ее как трагедию или драму. Мне кажется, это неуважение к автору, поскольку нужно учитывать все художественные особенности его творений. Ведь режиссеры пользуются плодами его трудов и размышлений. Как и мы, чтатели. Поэтому стоит уважительно и бережно относиться к некоторым странностям и «нехарактерностям» в пьесах Чехова.