Вы находитесь: Главная страница> Гоголь Николай> Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме "Мертвые души"

Сочинение на тему «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме «Мертвые души»»

В мировой литературе часто можно встретить образ скупца. Многие авторы обращались к этой теме: Шекспир, Бальзак, Пушкин. Среди этих образов немалую роль играет и гоголевский Плюшкин.

Плюшкин — один из уездных помещиков в поэме «Мертвые души». Он — последний, с кем знакомит нас Гоголь. И это не случайно: Плюшкин является живым воплощением такого порока, как скупость. Он — последний штрих, которого не хватает для целостности картины русской действительности, задуманной Гоголем.

Плюшкин имеет одно заметное отличие от всех остальных помещиков-героев поэмы — у него есть прошлое. Помещики показаны Гоголем «статично», их характеры — такие, какие есть, ни больше ни меньше. У этих героев не предполагается по сюжету ни прошлого, ни будущего. Прошлое Плюшкина мы узнаем, так же, как и прошлое Чичикова. Но это не значит, что автор таким образом «наградил» своих героев. Он преследовал совсем иную цель: показать, как человек Превращается в столь отвратительное и грязное создание, каким стал Плюшкин.

Мы узнаем, что у Плюшкина когда-то была семья, хозяйство. Он крепко стоял на ногах. Словом, был обычнейшим человеком. Казалось бы, на то, во что превратился Плюшкин, повлияли внешние обстоятельства. Умерла жена, убежала дочь, сын пошел по иной стезе, чем мечталось отцу, наконец, умерла последняя дочь. Скупость, вернее даже сказать — скаредность, всегда жила в Плюшкине в зародыше. Обстоятельства помогли этим росткам взойти. Так, в развитии, показан характер помещика, потому он и гораздо сложнее характеров остальных персонажей, включая Чичикова.

В Плюшкине маниакальная скупость сочетается с подозрительностью и недоверием к людям. Его жадность поистине не имеет границ: он тащит в дом старую подошву, тряпку, осколок, складывая все это в кучу, к которой никто никогда не притронется, разве что за тем, чтобы вымести. Весь дом его — скопище ненужного хлама. В то же время он обращает в пыль все свое неисчислимое богатство: гниет хлеб, пропадают холсты, дерево, посуда. Однако крестьяне каждый год облагаются одним и тем же оброком: хлеба нужно собрать не меньше и холстов наткать столько же, сколько в прошлом году. Дотошный В- мелочах, скаредный до полного отупения (гостю предлагает черствый прошлогодний кулич), он пускает по ветру свое огромное состояние. В этом противоречие, но, как ни странно, и целостность образа Плюшкина.

Портрет Плюшкина полностью соответствует картине его имения: тот же распад и опустошение, как в его душе (если можно говорить о душе в этом случае). В своей усадьбе Плюшкин напоминает паука. Это сходство постоянно подчеркивается автором. Паутина — не только по углам его дома, ею опутано все имение. Запутавшись в собственной паутине, Плюшкин забывает о существовании души, он духовно опустошается. У него уже и чувств никаких нет, лишь иногда тень чего-то, похожего на чувство, мелькнет на его лице, но она быстро исчезает. Он давно уже забыл и что такое радость, и что такое горе.

Плюшкин представляет собой последнюю возможную ступень нравственного падения человека. Он, с одной стороны, личность уникальная среди героев поэмы, поскольку, как замечает Гоголь, русской душе более» свойственно развернуться, чем съежиться. С другой же стороны, Плюшкин соединил в себе черты Собакевича, Манилова, Коробочки. Он так же бездуховен, мелочен и глуп. Он — последнее звено в цепочке, логическое завершение образа русского помещика. Только до такой степени морального падения может дойти человек, ниже уже просто некуда.

Как известно, Гоголь лелеял мечту о воскрешении людей, подобных Плюшкину, силой нравственной проповеди. Но упасть всегда легче, чем подняться, тем более когда подниматься не хочешь и не видишь в этом смысла. Так что Плюшкин уже вряд ли сумеет выбраться из той трясины, куда сам себя затащил. В чем же сила образа Плюшкина? Да в том, что это такое наглядное сборище пороков, такой очевидный образец морального падения, что человек, прочитавший книгу, всячески будет стараться изжить в себе Плюшкина. Ведь этот герой в той или иной мере присутствует в каждом из нас.

Плюшкин — один из наиболее великолепных в художественном плане образов скупца. Гоголь показал порок в чистом виде, что и делает Плюшкина, к сожалению, вечным типом.