Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Идейное содержание пьесы "Вишневый сад"

Сочинение на тему «Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»»

Пьеса «Вишневый сад» — последнее произведение Чехова. Наступает XX век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия — социально-романтическая. «Вся Россия — наш сад» — так устами своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад.

Большая часть помещиков после отмены крепостного права разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже спустила все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для выживания.

Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, я думаю, скорее всего, она просто боится думать о настоящем, уходя в свои грезы. Но ее еще можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная многолетней привычкой праздно «порхать» по жизни. А вот ее брат Гаев — это смесь сознания своей значительности и полнейшей ничтожности. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны? Это важная деталь в обрисовке характера Гаева.

Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах». Этот человек продолжает галерею «лишних людей» в русской классической литературе. Гаев, произносящий длинные речи, — всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина.

Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он прямой потомок тех, «чьи лица глядите каждого вишневого дерева в саду». Лопа-хин — потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение, в котором служили его отец и дед.

Трофимов говорит Лопахппу «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен». Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становись его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что коммерсант в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажина абсолютно несовместимые понятия.

Лопахина потрясают слезы Раневской, он понимает, что не все можно купить и продать, однако практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники лишь продолжат разрушение, начатое Лопахииым.

Чехов показывает полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Но, но мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не размахивать руками». Что это значит? В эти слова Чехов, скорее всего, вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина.

Герои пьесы по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и «вырастить» свой сад. Вишневый сад — это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды. Фирс, я думаю, покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь.

Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, не больше, чем пустые слова. У Раневских его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается мальчиком в своих мечтах. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революционеркой. Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудиться на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия — наш сад».

В пьесе звучит возглас: «Здравствуй, новая жизнь». Чехов не показал, какой она будет, да и не мог показать, потому что шел 1904 год. Все только начиналось. Близилась буря. Чехов предвидел и ждал ее.