Вы находитесь: Главная страница> Толстой Лев> Идейный смысл рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Сочинение на тему «Идейный смысл рассказа Л. Н. Толстого «После бала»»

I. История произведения.

2. Рассказ Ивана Васильевича.

3. Двуличие полковника.

4. Случай меняет жизнь Ивана Васильевича.

В основе известного рассказа Льва Николаевича Толстого лежат реальные события, произошедшие с братом писателя, Сергеем Николаевичем. Он полюбил дочь казанского воинского начальника Л. П. Корейша, но жестокое наказание, свидетелем которого он стал, изменило его отношение к отцу не весты, руководящему этой расправой, и к самой невесте. Сергей Николаевич расстался с девушкой. Видимо, рассказ брата произвел большое впечатление на будущего писателя, поэтому он решил поделиться своими мыслями с читателем.

В центре рассказа «После бала», написанного через пятьдесят лет после реальных событий — происшествие, перевернувшее жизнь героя буквально за одну ночь. Несмотря на то, что в рассказе большее место занимает описание самого бала, его название прямо указывает на главное событие.

Рассказ героя, Ивана Васильевича, начинается с того, что он в споре говорит: «Вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае». Своим рассказом этот всеми уважаемый, искренний и правдивый человек (так характеризует его автор) хочет подтвердить свое мнение: если даже среда и быт мешают разобраться в чем-то и дать однозначную оценку, составить свое мнение о том, что такое хорошо и что безнравственно, то может предоставиться случай, который расставит все на свои места.

Герой описывает свою любимую девушку — Вареньку. По его словам, это была самая сильная его любовь. Молодая милая грациозная девушка с величественной осанкой покорила его. В то время Иван Васильевич развлекался по балам и в последний день масленицы был на балу у губернского предводителя. С восторгом он описывает чудесный бал и свою опьяненность любовью: «…видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Почти каждый танец они танцевали вместе. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», — говорит рассказчик.

Тут появляется отец Вареньки, Петр Владиславович, его просят танцевать, и он исполняет со своей дочерью мазурку. Вот как описывает его автор устами героя: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами». Герой любуется отцом и дочерью, замечает их сходство, удивлен, что полковник носит домодельные сапоги, видимо, экономит для того, чтобы вывозить дочь в свет. Таким образом любовь к Вареньке, которая в ту пору была для него на первом месте, определяла все его отношение к ее окружению. Эту же любовь герой переносит на ее отца, на весь мир. Даже заспанное лицо лакея кажется ему умилительным после встречи с любимой.

Ощущение счастья не покидает его, Иван Васильевич не может сидеть дома — уже утро, и он выходит на улицу. Но скоро его воодушевленное состояние будет грубо нарушено. Пройдя до дома Вареньки, герой увидел «что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана». Это была какая-то неприятная, визгливая, нехорошая музыка по сравнению с музыкой в его душе. Он разглядел солдат и подумал, что это учения. Но это было совсем иное: наказание татарина за побег. Страшное зрелище открылось Ивану Васильевичу — спина наказанного, которого тащили сквозь строй, представляла собой ужасное месиво. Несчастный просил собратьев о милосердии… И весь беспощадный строй его сослуживцев I не испытывал ни капли жалости к избитому товарищу.

И рядом с татарином шел полковник, отец Вареньки. Заметив, что кто-то из солдат недостаточно сильно ударил наказанного, — может, хоть у одного дрогнуло сердце? — он набросился на него: «Будешь мазать? Будешь?»

Герой рассказа стал свидетелем того, как полковник бил по лицу солдата за недостаточно сильное наказание. Затем, приказав подать свежих шпицрутенов, полковник оглянулся и увидел Ивана Васильевича. Намеренно не узнав его, полковник, «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся».

Разве это был тот самый Петр Владиславович, которого герой видел всего несколько часов назад на балу? Как будто маска спала с его лица, и полковник предстал в своем подлинном обличье.

Иван Васильевич испытал жгучий стыд и поспешил уйти. Воодушевление счастьем как-то вмиг ушло, и теперь он чувствовал себя ужасно: «на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Что творилось в душе героя? Он объясняет слушателям, что наказание исполнялось всем строем солдат с такой уверенностью, что оно казалось необходимым — значит, все эти люди знали что-то недоступное герою. Только к вечеру, напившись, Иван Васильевич смог заснуть, но он так и не узнал и не смог понять — что знает полковник. И по этой причине — заключает Иван Васильевич, он не смог, как намеревался раньше, стать военным. Потому что для этого — беспощадного нечеловеческого отношения к людям — не годился. Он увидел истинное лицо полковника — не всеми уважаемого человека, любящего заботливого отца, доброго семьянина, привлекательного статного военного, а жестокого военного, муштрующего солдат, готового убить нарушившего устав, не задумываясь о том, что тот тоже человек. И увиденное настолько повлияло на него, что его любовь к Вареньке сошла на нет. Когда он видел ее улыбку, тут же вспоминал похожую улыбку полковника на балу и картину наказания татарина. Контраст этих двух эпизодов был столь разителен, что изменил чувства Ивана Васильевича. В дочери он стал видеть отца. Он не мог любить ее, испытывая противоположные эмоции к ее отцу. Не став членом семьи полковника, не посвятив себя военному делу, герой делает свой выбор — устраняется от того, что считает злом. Возвращаясь к спору, герой говорит о том, что порой случай может изменить все быстрее, чем среда. Именно случай, по его мнению, и направляет жизнь человека. Этот случай стоил ему дорого — герой потерял необыкновенную любовь, возможную семейную жизнь с Варенькой, но обрел свой взгляд на вещи, свои нравственные ориентиры.