При создании произведения любой автор сталкивается с вопросом о выборе художественных средств, которые должны подчеркнуть авторскую мысль, акцентировать внимание читателя на самых важных деталях произведения. И довольно часто используется такой художественный приём, как антитеза (роман И.А.Гончарова «Обломов», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Во многом на противопоставлении строится и роман JI. Н. Толстого «Война и мир». При этом контрастно соотносятся не только персонажи, но и сцены произведения. Приём антитезы очень характерен для поэтики Толстого, ведь именно через сопоставление, через контраст можно выявить схожее и различное, показать всю жизнь в целом. В произведении противопоставляются война и мир, свет и народ, Петербург и Москва, наигранность и искренность и многое другое.
Сложно придумать более точное название монументальному произведению Толстого, которое охватывает все сферы жизни. Уже в названии заложена оппозиция двух понятий: война и мир. Однако она подразумевает не только противоположность военных действий и мирного времени, а несёт в себе очень глубокое и многогранное значение. Война — это любое противоборство, любой конфликт, начиная с салона Анны Павловны Шерер и борьба за мазанковый портфель и кончая грандиозными военными действиями в Бородино. Мир же — это и вся Вселенная, и свет, и внутренний мир героев. Война отождествляется у Толстого со смертью, а мир — с жизнью.
Уже с первых глав произведения мы попадаем «на войну» — в безнравственный мир салона Анны Павловны Шерер, где все гости неестественны и где царствуют сплетни и ложь. И сразу же на противопоставлении нам показывается дом Ростовых и именинницы Наташи. Это чередование эпизодов является одним из наиболее излюбленных Толстым приёмов организации текста, который даёт читателю возможность, сопоставляя, выявить характерное и различное. Данное чередование событий показывает нам огромную разницу между миром масок в салоне Петербурга и гостеприимством Ростовых в Москве. Причём сопоставление здесь многоплановое, переходящее от общего к частному: так, прежде всего, на антитезе даны главные города страны: Москва и Петербург. Затем можно сопоставить собственно приём в салоне Шерер с праздником у Ростовых, хозяев домов: Анна Павловна, «как хороший метрдотель», «сервирует» своих гостей, «угощает» их аббатом, виконтом, заставляет пройти всех гостей определённый обряд — поздороваться со старой тётушкой; в её салоне царит строгая иерархия, где каждый имеет своё место и должен всё делать по правилам. Граф же Ростов всех гостей встречает одинаково радушно. Вспомним Наташу, девочку «с большим и некрасивым ртом», которая за столом даже позволяет себе шалость: вскакивает из-за стола и громко спрашивает мать об обеде. Такое поведение невозможно было бы представить в салоне Шерер.
Интересно также сопоставить то, что в Петербурге, в салоне, все герои говорят только на французском языке, что подчёркивает их антинародность, на именинах же у Ростовых звучит русская речь, искренняя и естественная.
Как чередуются описания событий в Москве и Петербурге, так и по ходу всего романа чередуются сцены военные и мирные. Эта смена эпизодов составляет основу всей композиции произведения в целом и некоторых частей в отдельности, когда мирные события переходят в военные и наоборот.
Следует сказать также о полярно расколотой системе персонажей, при этом герои Толстого, объединённые в семьи, противопоставляются в первую очередь по своей принадлежности к той или иной семье. Самый яркий пример — контраст между семьями Ростовых и Курагиных. Первые, как уже было сказано, естественны, они соединены прочными узами, бесконечно любят друг друга. Однако Ростовы бесхозяйственны, непрактичны, ведут свои дела очень неумело, но всё это объясняется безграничной щедростью. Дела же Курагиных идут неплохо: князь Василий выдаёт свою дочь за богатейшего жениха — Пьера, сам же умеет знакомиться с путными людьми и извлекать из этого пользу. Акцент в этой семье сделан на её бездуховности, неестественности.
В романе большое внимание уделено семье Болконских. И несмотря на многие общие черты этой семьи и семьи Ростовых, между этими двумя духовными единствами лучших героев романа существует большая разница. Если семья Ростовых — «ум сердца», то семья Болконских — это «ум ума». То, что выражают Ростовы в потоке слов и чувств, Болконские могут передать одной фразой, одним взглядом. Отец семейства Болконских является чуть ли не полной противоположностью графа Ростова, умеет вести своё хозяйство и отличается строгостью, силой воли, стремлением к порядку. Таким образом, автором противопоставляются даже положительные герои и семьи — и в этом заключается умение Толстого показать жизнь во всём её многообразии, дать оценку с разных сторон, показывая одних героев на фоне других.
Однако мирная жизнь семей разрушается из-за наступления французов. Все герои относятся к войне по-разному. Полярно разводятся писателем дворянские карьеристы и истинные патриоты. К первым, несомненно, относится Борис Друбецкой. Он собирается сделать отличную военную карьеру, надеется попасть в адъютанты к Кутузову, на общий же ход военных действий он не обращает никакого внимания, прежде всего его интересует то, что может принести реальную выгоду. Вторым полюсом является Николай Ростов, который добровольно идет на войну, овладеваемый истинными патриотическими чувствами и желанием помочь Отчизне.
Во время собственно военных действий разница между ними высвечивается ещё ярче. Так, во время Шенграбен-ского сражения реальную пользу русской армии приносят такие простые и особо ничем не примечательные люди, как маленький ростом Тушин и отважно сражающийся с «маленькой шпажкой» Тимохин. А карьерист Жернов, посланный передать Тушину приказ об отступлении, ис пугался и оставил Тушина без предупреждения об отступлении, что могло привести к потере всей роты.
Яркое противопоставление видим мы и на военном совете перед Аустерлицем, когда молодые и желающие проявить себя Долгоруков и Вейротер предлагают свои планы диспозиции на предстоящее сражение, рьяно доказывая свою правоту. Кутузов же на этом собрании не только не пытается высказать свою точку зрения, но настолько к этому равнодушен, что под конец обсуждения даже засыпает, ведь, по его мнению, единственное, что нужно сделать перед сражением, — это не подготовить отличный план, а просто хорошенько выспаться.
С этим контрастом сопряжено противопоставление народа и света, власти. Почти все люди света, за исключением малой их части, очень далеки от народа и не понимают его желаний и чаяний. И даже Пьер сначала, ещё не узнав Платона Каратаева, пытаясь облегчить жизнь своих крестьян, впустую тратил силы: деньги, выделенные на строение школ и больниц, расходились по карманам самых ловких, народ не понимал его «благодеяний», как не поняли крестьяне самоотверженного побуждения княжны Марьи, готовой отдать им барский хлеб. И на контрасте видим мы Николая Ростова, человека из высшего света, который изучал крестьян, но, поняв их, он приблизился, по мысли автора, к «высшей истине».
Кутузов же ничего не изучал, знание народа дано ему свыше. Он — истинный идеал Толстого, в отличие от Наполеона, блестящего полководца. Для автора же это величие Наполеона ничего не значит, напротив, настоящее величие человека, по мысли писателя, в естественности и искренности, ибо «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Так, Кутузов перед сражением не составляет планы, а молится — он близок ко всему русскому, народному.
Таким образом, весь роман Л. И. Толстого «Война и мир» построен на антитезе, приёме, настолько мудро использованном автором, что без него невозмоясно было бы представить себе настолько точное и близкое к авторскому наше понимание произведения. Весь роман буквально «соткан» из противопоставлений: это и полярно расколотая система персонажей (герои, близкие автору, носители кутузовского начала, и герои «вне пути»), и контраст между Москвой и Петербургом, и полярно разведенные понятия (жизнь — смерть, личность — рой, война — мир), и контрастно соотнесённые сцены романа. Антитеза в романе всеохватна, но именно это говорит о том, что она не разрушительна, что это единый закон жизни.