Последние годы великого писателя были годами раздумий о судьбах всего человечества. Он поднимается выше национального и регионального, выше рас и вероисповеданий, а обращается непосредственно ко всем неравнодушным сердцам и чутким душам в своих художественных произведениях и публицистических воззваниях.
Последние произведения Толстого дают развернутое представление и о душевной драме самого писателя: он чувствует, живя в роскоши и богатстве, себя причастным к несправедливости, которую творят сильные мира сего. Писатель уходит в «опрощение», становится вегетарианцем, ходит босиком, косит траву и пашет поле во искупление «греха дворянства». Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, прежде всего нашел отражение в художественном творчестве и, разумеется, прежде всего в переживаниях героев, то есть в том духовном прозрении, которое круто переламывает их жизнь. Эти персонажи занимают центральное место в коротких повестях «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий».
Но этого писателю показалось мало. Толстой берется за публицистику, чтобы напрямую обратиться к читателям. Писатель в заостренной форме ставит перед собой и перед обществом вопросы о смысле жизни и значении в ней веры. Подвергает беспощадной критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, всех достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди», статьях «Так что же нам делать?» и «Не могу молчать».
Писатель призывает к полному отказу от частной собственности, купли-продажи земли и роскоши в любом ее проявлении. Проповедует воздержание и умеренность во всем. Музыку, живопись и вообще искусство Толстой отвергает, если культура носит чисто развлекательный характер. Социальная декларация Толстого опирается на нравственное учение христианства, из которого вытекает безусловное братство людей всего мира. Ре- лигиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», «В чем моя вера», «Царство Божие внутри вас» написаны в нарочито простой форме, чтобы они стали доступными для любого читателя. И за Толстым пошли люди: Н.Лесков в одном рассказе описывает горничную-«толстовку», которая теряла место за местом из-за того, что не могла лгать, то есть отвечать гостям, что «барыни нет дома», как велела ей сама хозяйка.
Девушка неукоснительно следовала призывам Толстого к прямому и безотлагательному исполнению христианских заповедей, чем вызвала недовольство хозяйки. По сей день вызывает бурные протесты и возмущение в обществе толстовская проповедь непротивления злу насилием. Эта страстная мысль пронизывает целый ряд художественных произведений — от драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» до народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере, как и публицистика великого писателя. Выстраданное миропонимание потребовало от писателя новых представлений о христианстве. Превращение православной церкви в «министерство по делам религии» привело его к полному разобщению с православной церковью. В самом начале 20-го века Синод отлучил Толстого от церкви.
Именно с этого времени Лев Николаевич Толстой становится фигурой общечеловеческого масштаба. Но и по сей день его учение еще не дождалось своей поры. Она придет, когда люди во всем мире в ужасе застынут перед неумолимым выбором: либо отказ от алчности и безудержного потребления, либо скорая гибель всего человечества.