В своем романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой реализует несколько целей. Одна из них — показать развитие, “диалектику души” героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию смертью. Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого из них по-разному: то врывается гибелью близкого человека, то впивается в грудь осколком снаряда, порой пролетает мимо темной тенью, оставляя беспокойство и страх, а порой — просветлением души, желанием жить дольше и лучше.
Некоторых своих героев Толстой “испытывает” даже не один раз. Например, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Причем создается впечатление, что, по мнению писателя, Болконский оба раза после ранений не прошел испытания, так как после первого ранения (под Аустерлицем) так и не оставил честолюбивых мечтаний, а во второй раз ему не хватило воли, чтобы выжить. “Просветление” Андрея оказывается лишь признаком “пробуждения от жизни”. Он наконец-то находит до той поры неизвестный ему смысл жизни (любовь божескую) и умирает.
Пример благотворного воздействия “дыхания смерти” — это испытание Пьера Безухова. Перенесенная Безуховым угроза расстрела в плену у французов вкупе с влиянием немудреной философии Платона Каратаева открывают перед Пьером возможность наслаждения самой жизнью, такой, какая она есть в данный момент и которая была скрыта от князя Андрея.
Такой уникальной способностью жить счастливо и дарить счастье окружающим обладала с рождения Наташа Ростова, ставшая впоследствии женой Пьера. Ровное течение ее жизни нарушает лишь вмешательство отрицательного персонажа Анатоля Курагина, что в итоге толкает Наташу к попытке самоубийства. Однако она выдерживает это испытание смертью. Желание жить перебороло в Наташе желание умереть. В дальнейшем заложенная в ней жизненная сила, главная составляющая которой любовь, помогает героине преодолеть кризис. Как ни странно, известие о смерти Пети, страдания матери помогают ей опять полюбить жизнь, жить во имя близких.
Однако не всегда смерть или угроза смерти помогает героям осмыслить жизнь. Например, смерть Лизы, жены князя Андрея, становится всего лишь упреком ему, тогда еще холодному и потерявшему интерес к своей судьбе и судьбе своих близких. Смерть’Элен Курагиной, отрицательного персонажа, показывает нам, как незаметна смерть человека, существование которого было столь же мелко и бесполезно. Уход из жизни Элен не вызывает никакого чувства жалости. Писатель лишь вскользь упоминает о нем.
Однако, как ни странно, смерть идеального героя Платона Каратаева также не вызывает жалости. Сожаление — да, но не жалость. Каратаев не боится смерти, он принимает ее, как один из атрибутов жизни, поэтому в ней я нет трагичности. Мы сожалеем об уходе из жизни “вполне хорошего” человека, но жалеть самого Платона незачем.
“Надо жить, надо любить, надо верить”,- таким образом Пьер Безу-хов выражает мнение самого автора романа о том, как достигнуть счастья и гармонии с самим собой. Однако не каждый может жить в соответствии с этими принципами. Одни герои проходят испытание смертью и продолжают жить, осознав ценность жизни и неизбежность смерти. Дру-. гим же это осознание приносит лишь успокоение перед уходом из жизни: они не проходят испытания смертью, часто оказывающееся испытанием жизнью.