Вы находитесь: Главная страница> Сочинения по зарубежной литературе> «Истина есть дочь времени, а не авторитета» (Ф. Бэкон)

Сочинение на тему ««Истина есть дочь времени, а не авторитета» (Ф. Бэкон)»

Вопрос о том, что есть истина, — одна из центральных проблем в теории познания. Он занимал людей с самых древних времен. К его разрешению обращались многие мыслители: Платон и Аристотель, Бэкон и Декарт, Кант и Гегель, Маркс и Ленин, Рассел и Хайдеггер и многие другие. И это не случайно, поскольку истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека.

Философы по-разному отвечали на вопрос: «Что есть истина?». «Истина — дочь времени, а не авторитета», — говорил Ф. Бэкон. Он одним из первых с решительностью и безоглядностью на церковные постулаты порвал он с прошлым, как с главным тормозом дальнейшего развития теории и практики. Ф. Бэкон стал первым, кто точно обозначил направляющий путь науки, по которому она движется до сих пор: опора на достоверность фактов, опыт и результаты экспериментов.

Я разделяю точку зрения английского философа на проблему истины. Ведь истину как дочь времени можно рассмотреть в том плане, что истина познается постепенно, с течением времени. Человек становится взрослее и мудрее, значит, истина соотносится со временем, но истина не соотносится с авторитетом, так как авторитет может быть построен не на знаниях, а на силе, на славе, на красоте, а это уже не критерии истины.

Какова же была логика рассуждений Бэкона? Наука, существовавшая на пороге начавшихся преобразований в естествознании, представляла из себя не столько набор очень скромных опытных результатов, сколько переплетение различных ошибок и несуразиц, со ссылкой на авторитеты. Достоверному изучению природы, по мнению философа, мешали такие четыре фактора, которые он называл призраками (идолами): «призраки рода» — нюансы биологической природы людей, их органов чувств и разума; «призраки пещеры» — особенности индивидуально-уникального воспитания и личного опыта; «призраки базара» — влияние мнения окружающих; «призраки театра» — преклонение перед кумирами и авторитетами.

Например, ссылки на имя Аристотеля было вполне достаточно, чтобы подписать смертный приговор любому возникшему вопросу, а заодно и тому, кто его задал. В царстве науки правила не истина, а заблуждение. Бэкон увидел необходимость указать на первопричины человеческих заблуждений, о которых речь шла выше.

Особенно остро данную проблему отражает жизнь итальянского философа Джордано Бруно. Он был борцом против схоластической философии и теологии, страстным пропагандистом материалистического мировоззрения и учения Н. Коперника. Находясь много лет в тюрьме, ученый стойко отстаивал свои убеждения и отказался отречься от них, за что был приговорен инквизицией к смертной казни и публично сожжен на Площади Цветов в Риме. Жизнь Бруно — пример бесстрашного служения науке, вера в истину.

Таким образом, истина — это содержание наших знаний относительно объективной реальности. Она является итогом процесса познания. Расширяя границы познанного, находя ответы на вопросы, большинство оппонентов приходит к общему мнению по поводу моментов, долгое время вызывающих споры и разногласия.