Война и мир, добро и зло, честь, живущая рядом с бесчестием, — контрасты, на которых строится роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Говорят в народе: «Все познается в сравнении». И у Толстого положительный персонаж противопоставляется отрицательному, и, неудивительно, что в описании Шенграбенского и Аустерлицкого сражений с истинными героями, смелыми, честными людьми, притаились трусы. Многие трусы и блюдолизы — из «обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика». Настоящий, но сначала не признанный герой, — капитан Тушин. Это был «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер, без сапог». Герои в представлении большинства — высокие, красивые, мужественные люди, такие, как Долохов. Действительно, Долохов взял в плен французского солдата, достал два трофея, раненный штыков, «остался во фронте». Но он не забыл подойти к полковому командиру с просьбой «помнить» его подвиги. Долохову необходимо выслужиться, вернуть себе прежние привилегии. А Тушин?
Вместо того чтобы доказывать победное значение своих боевых действий, как бы это сделал Долохов, он боится «подвести другого начальника». Тушин не говорит об отсутствии прикрытия, даже не пытается защитить себя, так что князю Андрею пришлось вступиться за Тушина, в котором все было «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», Тушина отличает необычная черта — детскость. Кругом война, смерть, а «маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно еще трубочку за это». Он как будто играл в захватывающую, интересную игру — так ведут себя дети, забывая, что эта игра нереальна, представляя себя взрослыми, сильными. А Тушин в горячке сражения уже не помнил, где он и зачем здесь. Тушин жил в своем маленьком мирке, где «муравьями представлялись ему французы около своих орудий». Ложные герои сражения вызывают у автора и читателя отвращение. Один из таких героев — ротный командир: «круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражение лица», который ни о чем не думал, «кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства». У него «тоненькая, узенькая шпага» — такая, что ей вряд ли удастся поразить врага. Еще один ложный герой — аудитор: «полный мужчина с полным лицом, с наивной улыбкой радости». Ему как будто лестно было то, что он составляет предмет шуток Жеркова, и как будто он нарочно смеялся и старался казаться глупее. В Аустерлицком сражении поражает героизм князя Андрея. Болконский с детским энтузиазмом подбадривает бойцов, бежит вперед с уверенностью. После ранения же, Андрей понимает, что война, людские распри — ничто, по сравнению с небом, бесконечным, чистым, светлым.