Характеризуя свою работу над «Войной и миром», Толстой указывал, что он собирал и изучал исторические материалы «с рвением ученого», подчеркивая при этом, что историк и художник используют эти материалы по-разному. Он утверждал, что существуют «история-наука» и «история-искусство» и что они имеют свои четко различающиеся задачи. История-наука, как полагал писатель, уделяет главное внимание частностям, подробностям событий и ограничивается их внешним описанием, в то время как история-искусство схватывает общий ход событий, проникая в глубины их внутреннего смысла.
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой большое внимание уделил не только психологии, но и философии, истории. Он хотел показать не отдельные характеры, как Достоевский, а человеческую массу и способы влияния на нее.
История у Толстого — это взаимодействие миллионов людей. Писатель пытается показать, что отдельный человек, исторический деятель, не в состоянии влиять на человечество. Отдельные деятели у Толстого показаны как люди, стоящие вне исторического процесса и не могущие влиять на него. У него это просто люди, и прежде всего — люди. Они вступают во взаимодействие с другими героями произведения, и каждый герой составляет о нем свое мнение прежде всего как о человеке. Так поступает и Андрей Болконский — он сталкивается практически со всеми историческими деятелями его времени: Наполеоном, Александром, Кутузовым, Францем Иосифом. Интересно проследить, как князь Андрей относится к каждому из них.
Прежде всего рассмотрим отношение князя Андрея к Кутузову. Это человек, который Болконскому хорошо знаком, именно к Кутузову послал служить князя Андрея его отец. Старый князь «передает эстафету отцовства» этому полководцу. Задача и того и другого — хранить князя Андрея. Ни тот ни другой не в силах повлиять на его судьбу. Князь Андрей любит Кутузова как доброго дедушку и отца своей армии и именно через Кутузова соединяется с народом.
Командующий не в силах повлиять на ход истории и изменить его. Он выступает здесь как Архангел Михаил — предводитель святого воинства. Русское войско — святое войско, оно защищает свою страну от Антихриста — Наполеона и войска дьявола. И как Архангел Михаил, Кутузов практически никакими действиями не мешает Наполеону. Он считает, что француз образумится и раскается, как оно и случилось. Наполеон понимает всю бесполезность войны против русских, понимает, что не может воевать с русскими. Антихрист не может воевать со святым воинством. И ему остается только уйти, признав свое поражение.
Эта борьба разворачивается в высших небесных сферах, и князь Андрей, как существо высшего порядка, понимает, что Наполеон и Кутузов — не просто главнокомандующие двух враждебных армий. Это существа, личности которых сформировались где-то в другом мире. Бородино — это своего рода Армагеддон, последняя схватка, последняя битва Добра и Зла. И в этой битве Наполеон потерпел поражение. В начале романа князь Андрей воспринимает Наполеона как властителя мира, умного и честного. Это согласуется с библейскими апокрифическими словами о том, что Антихрист придет властвовать и все его будут любить. Так и Наполеон — пришел властвовать и хотел власти над всеми. Но Русь нельзя покорить, Русь — святая земля, ее нельзя завоевать. У князя Андрея при Бородине, при иносказательном Армагеддоне, была своя роль — он явился символом ангельского смирения, и здесь он противопоставлен Кутузову, который дает сражение Антихристу. И Кутузов воспринимается князем Андреем именно так, как воспринимают ангела — как доброго всеобщего отца.
Совсем иначе князь Андрей воспринимает двух императоров — Александра и Франца Иосифа. Это обычные люди, которых судьба вознесла на высшую ступень власти. Но они не умеют распорядиться этой властью. Князь Андрей чувствует неприязнь к обоим императорам. Они земные властители, но недостойны быть ими. Они передоверяют власть своим генералам, командующим, советникам — кому угодно, причем не всегда наиболее достойному. Так, Александр передоверяет свою функцию главнокомандующего Бенигсену.
Андрею антипатичны люди, которые не способны нести ответственность за свои поступки. Если ты не можешь властвовать — зачем называться императором? Власть — это прежде всего ответственность за тех людей, которые тебе подчиняются. Александр не мог за них отвечать. Франц Иосиф тоже. Князь Андрей все же больше уважает русского императора за то, что он понял свою неспособность командовать армией и передал полномочия Кутузову. Франц Иосиф не способен понять даже свое бессилие. Он глуповат и омерзителен князю Андрею, который чувствует свое превосходство над обоими императорами.
А к полководцам, которые потерпели поражение, у князя Андрея отношение сочувственное. Например, к генералу Маку. Он видит его, униженного, разбитого, потерявшего все свое войско, и не испытывает негодования. Генерал Мак пришел к Кутузову «с повинной» — с непокрытой головой, мокрый, понурый. Он не скрывает своей вины, и Кутузов прощает его. И вслед за ним прощает его князь Андрей.
Интересно также отношение князя Андрея к Михаилу Михайловичу Сперанскому. Болконский не воспринимает ею как живого человека. Он отмечает такие детали, как металлический смех и холодные руки Сперанского. Это машина, созданная кем-то на «благо» государства. Ее задача — реформировать и обновлять. Князь Андрей скоро понимает бесполезность мертвых реформ и расстается с государственным деятелем.
Таким образом, исторические лица оцениваются князем Андреем по-разному, но ни один не воспринимается как сила, способная повлиять на мировой исторический процесс. Они не являются частью народа и выпадают из человечества, потому что слишком велики для этого, а значит, и слишком слабы.